Елена Ухтина
Формирование у воспитанников школы-интерната социально-бытовых навыков и умений
▼ Скачать + Заказать документы
___
Школа-интернат, в которой обучаются и воспитываются дети разных возрастов и различных слоев населения, готовит своих воспитанников к самостоятельному труду и дает не только объем знаний и умений по предметам школьного обучения, но и необходимые нравственные понятия с навыками культурного поведения. Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации воспитанников.
Публикация «Формирование у воспитанников школы-интерната социально-бытовых навыков и умений» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На первом месте стоят задачи социальной адаптации воспитанника, выпускника школы - интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи или ограниченный в умственном развитии не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является важной задачей обучения и воспитания ребенка, находящегося в школе - интернате.
Проблемы трудовой, а также бытовой и психологической адаптации выпускников школ интернатного типа являются довольно частым явлением. Выпускники школы-интерната часто меняют места работы и неудовлетворенны зарплатой; у них возникают трудности при общении с коллективом, отстраненность от участия в жизни предприятия. Основные проблемы появляются при неправильном распределении бюджета и рациональном ведении хозяйства.
Задача программы школы-интерната – формирование знаний и умений, а также навыков, которые сопутствуют социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников, всесторонняя их подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Воспитанники школы-интерната ограничены в возможностях полноценного участия в общественной жизни. Задачей нашей школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые помогут самореализации выпускников с максимальной пользой и приобщат их к активному участию.
1. Правовая социализация.
Дети, особенно подростки, в нашей стране считаются самой незащищенной группой. Их права нарушаются намного чаще, чем у людей старшего возраста. Именно поэтому дети должны научиться защищать свои права.
Занятия по правовой социализации направлены на приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу. Способствуют становлению воспитанника личностью, способной жить, работать и общаться в обществе.
Занятия позволяют детям получать представление о правах человека, о документах, законах и обязанностях. Воспитатели объясняют детям, куда им можно будет обратиться, если их права нарушаются.
Цель: Подготовка воспитанников к полноценной жизни в правовом государстве и гражданском обществе.
Задачи:
- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни с осуществлением конституционных прав и обязанностей, к защите своих нарушенных прав;
- формировать ответственность за возложенные на них обязанности, как на граждан;
- формировать основы правосознания с пониманием необходимости соблюдения законов и с неотвратимостью наказаний за нарушения;
- помощь в овладении знаниями, навыками и умениями поведения.
2. Профессиональное самоопределение воспитанников школы - интерната.
Воспитанники школы-интерната, особенно выпускники, должны определиться с выбором профессионального пути. Воспитатели считают необходимым ориентировать детей на осознанный выбор профессии, а также на самостоятельность, ответственность в принятии данного решения.
Цель: Приобретение воспитанниками тех знаний и умений, которые необходимы при выборе профессии, при продвижении в процессе принятия решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
- обогатить представления детей о разнообразном профессиональном мире;
- выявление интересов, их склонностей и индивидуальных способностей;
- развитие свойств личности, которые являются необходимыми для трудовой самостоятельной деятельности, для честности и предприимчивости;
- формировать представления о практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков в определенной сфере;
- Развитие трудовой дисциплины воспитанников и их профессиональной зрелости.
3. Безопасность жизни.
Занятия проводятся с детьми разных возрастов с учетом их возрастных особенностей и уровня развития.
Курс занятий позволяет воспитанникам получить представление о собственном здоровье, о пользе ведения здорового образа жизни, о существующих опасностях в жизни, о прогнозировании и избежании опасных ситуаций.
Цель: Организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, также в лесу, дома и на воде;
- ознакомить с правильным и аккуратным использованием бытовой техники;
- научить оказанию первой медицинской помощи;
Занятия проводятся при помощи форм работы, в которые входят: рассказы воспитателя, просмотр соответствующих тематике видеофильмов, проведение экскурсий, конкурсов, викторин, практических занятий, целевых прогулок, походов и игр.
4. Культура поведения воспитанников и их общения.
Воспитанники школы-интерната мало знают об окружающем мире, имеют повышенную психическую истощаемость и эмоциональную неустойчивость.
В детстве, когда у детей закладываются основы личности, они находились в таких условиях, где недоедали, спали в грязной постели, запечатлели в своей эмоциональной памяти алкоголизм родителей, своеобразные отношения между людьми.
Для них является нормой эмоциональная холодность, а также отсутствие навыков общения и скованность. Воспитанники школы - интерната растут в особом мире, который является полуизолированным от реального. В результате, при вступлении в самостоятельную, взрослую жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некоммуникабельность и неприятие себя как личности.
Цель: Нравственное воспитание и развитие личности воспитанника.
Задачи:
- сформировать представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения.
- формирование культуры общения посредством речи.
- развивать коммуникативные качества.
Методы проведения занятий: беседы в виде диалогов, творческие задания, тестирование и анкетирование, анализ художественных текстов.