Новикова Алла Викторовна
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством моделирования игровых ситуаций
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности личности и общества принадлежит образованию.
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста - это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. [1]. В детском саду ребёнок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться применять свои знания в конкретных ситуациях. Формирование у дошкольников знаний ПДД является одной из главных задач на сегодняшний день.
Публикация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством моделирования игровых ситуаций» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения на дороге является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов это игра, имитация анализ конкретной ситуации [1]. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей действительности. Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах дорожного движения и организацией деятельности по их применению [2].
Важно учитывать специальные условия реализации метода - моделирование игровых ситуаций безопасного поведения на дороге : использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем. Показ кукольных представлений с постепенным вовлечением детей в игру.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях по безопасности на дороге, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. [2].
В соответствии с данным направлением мы составили перспективный план с тематикой игровых ситуаций. Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.
Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами. В целом реализуемое направление по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дороге подчинено тому, чтобы ребенок научился применять свои знания в конкретных ситуациях.
В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, педагогическую грамотность дошкольников по ПДД : отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями.
Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Благодаря систематической работе посредством моделирования игровых ситуаций безопасного поведения на дороге дошкольники получат знания и практические навыки, которые помогут им уверенно чувствовать себя в роли пешехода, оценить различные ситуацию не нарушая правил дорожного движения. Данное направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность : метод. пособие/ Н. Н. Авдеева Издательство: СПб. : Детство-Пресс, 2017
2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения : программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л. Б. Баряева Издательство: М. : Дрофа, 2018.