Чепланова Анна
Формирование у дошкольников начальных представлений о профессиях посредством виртуальных экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников начальных представлений о профессиях посредством виртуальных экскурсий
Многие маленькие дети имеют очень ограниченные знания о мире труда. Тем не менее, поскольку концепции и компетенции, связанные с готовностью к работе, формируются с течением времени, решения о карьере, принимаемые молодыми людьми, уходят своими корнями в раннее детство. Соответствующая развитию профориентация учитывает не только возраст каждого ребенка, но и его или ее таланты, потребности и культурные традиции. Цель работы с маленькими детьми включают повышение профессиональной осведомленности и знаний детей, расширение их знаний о себе и других, а также дальнейшее развитие у них академических и профессиональных компетенций.
Публикация «Формирование у дошкольников начальных представлений о профессиях посредством виртуальных экскурсий» размещена в разделах
Главная задача нас, как педагогов ДОУ, подготовить дошкольников к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную взрослую жизнь тогда, когда придет время. Поэтому, мы считаем, что знания о труде взрослых должны быть заложены уже с раннего возраста, с детского сада. Социализация детей происходит чаще всего через самый понятный, доступный и занимательный для всех детей вид занятий – игру.
Игра считается одним из основных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Можно сказать, что игра является сложным и педагогическим явлением, поскольку она является методом обучения игре дошкольников, в то же время формой воспитания ребенка, самостоятельной игровой деятельностью и методом всестороннего развития ребенка. Дети могут узнать о характеристиках предметов, непосредственно прикоснувшись к ним. Но это также вызывает у ребенка много вопросов. Чтобы удовлетворить любопытство ребенка, активно исследовать окружающий мир и научиться узнавать связи между вещами и явлениями позволит игра.
Знания, в развлекательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, сильнее и легче, чем те, которые связаны с длительными упражнениями. Эти игры и занятия способствуют развитию познавательных способностей и потребностей, нравственных качеств, формированию познавательного интереса.
Применяя различные игры в работе с детьми, вы увидите, что играя, дети лучше усваивают материал программы и правильно выполняют сложные задания. Использование игр не только усиливает образовательный и обучающий эффект, но и способствует развитию памяти и навыков мышления у детей, а также оказывают большое влияние на психологическое развитие детей. При обучении маленьких детей через игру, важно попытаться привнести в процесс обучения удовольствие от игры.
Поэтому и знакомить дошкольников с трудом взрослых мы будем на игровой основе. В нашем дошкольном учреждении решаются задачи по ознакомлению детей с профессиями, востребованными в наше время, в нашем городе.
Существует большое количество профессий, которые скрыты от глаз ребенка, и в силу возраста остаются за пределами понимания ребенком. Это необходимо учитывать в процессе решения задач по ознакомлению детей с профессиями, используя разнообразие форм и методов работы с детьми, применяя системный подход.
В своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, кроме традиционных методов, мы используем виртуальные экскурсии.
Достоинствами данного метода является доступность для ребенка, возможность посмотреть еще раз, наглядность и пр.
Во время просмотра виртуальной экскурсии возникает подобие настоящего путешествия. Познакомившись визуально с предметом труда какой-либо профессии, ребенок затем в самостоятельной деятельности применяет полученные знания в игре, таким образом делая ее более интересной и эффективной.
Благодаря проведению виртуальных экскурсий у ребенка формируется интерес к познанию, к поиску новых сведений. Дошкольники становятся полноправными участниками, взрослый поощряет самостоятельность и создает условия для проявления инициативы.
В своей работе мы применяем следующие разновидности виртуальных экскурсий :
1. Презентации: «Такие разные профессии», «Юный строитель», «Дорожная азбука» и т. д. ;
2. Видео экскурсии на разные темы : «Из чего делают книги?», «Зачем нужен доктор Айболит?», «Аэропорт», «Музеи нашего города»;
3. Фото и Видеоролики, снятые родителями со своих рабочих мест (проект «Я в гостях у родителей на работе», в школе у старших братьев и сестер;
4. Приглашение на занятия представителей разных профессий, работающих в нашем учреждении, родителей или социальных партнеров (школы, детская поликлиника, полиция) : пожарного, медсестру, повара, инспектор ГИБДД.
Чтобы организовать и провести виртуальную экскурсию, мы выполняем следующие шаги:
1. Выбираем тему, определяем цели и задачи занятия. Подбираем литературу и беседуем с родителями воспитанников.
2. После того как мы собрали материал по заданной теме, составляем маршрут экскурсии, готовим сопроводительный текст.
3. Знакомим детей с содержанием занятия и мотивируем благодаря созданию проблемных игровых ситуаций.
4. Просмотр видео экскурсии и обсуждение.
5. Обсуждение, закрепление материала, делимся впечатлениями, задаем вопросы.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Проведение виртуальной экскурсии можно осуществлять в групповой или индивидуальной форме, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
Опыт работы показывает, что с помощью проведения виртуальных экскурсий дети не только усваивают полученные знания о социальном мире, но также у дошкольников повышается мотивация к непосредственно образовательной деятельности, развиваются интеллектуальные способности.
Библиографический список
1. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011.
2. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
3. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»