Папки-передвижки

Формирование у дошкольников культуры поведения в транспортной среде

Ирина Синюкова
Формирование у дошкольников культуры поведения в транспортной среде
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Публикация «Формирование у дошкольников культуры поведения в транспортной среде» размещена в разделах

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения [2].

Основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются :

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

- формирование координации движения;

- совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;

- повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;

- формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д. [1].

Работа над данной проблемой ведется систематически: не менее 2–3 раз в неделю проводятся беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.).

Важно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице [3].

Организуя непосредственно-образовательную деятельность и беседы, я исхожу из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде. Обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице проводится в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности, трудового воспитания, конструирования, на музыкальных и физкультурных занятиях.

В непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим, детям даются представления о различных видах транспорта через : рассматривание тематических картин, таких как: «Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»; просмотра видеофильмов; бесед; разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В НОД по развитию элементарных математических представлений даются понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентировка в окружающем пространстве.

В изобразительной деятельности ребята учатся рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта.

В НОД по конструированию у детей формируется интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта). Формируется умение создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по схеме, собственному замыслу.

На физкультурных занятиях дети продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Дети учатся ездить на велосипеде, самокате по прямой, по кругу, змейкой, тормозить.

С помощью систематически организованных музыкальных занятий наши воспитанники принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука», показывая непосредственные знания и навыки в данной области.

Для закрепления программного материала детям предлагаются совместные творческие работы с родителями. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Придумай сказку про тот знак, который мы изучали». Для полноценной работы с детьми по обучению правилам дорожного движения, целесообразно акцентировать внимание и на оснащение предметно-развивающей среды, которая будет окружать ребенка:

- макеты для сюжетно-ролевых игр,

- мобильные дорожные знаки,

- дидактический материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

В методическом кабинете имеется учебно-методический материал по ПДД с учетом требований образовательной программы: картины и плакаты с различными дорожными ситуациями, библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения, макет безопасного маршрута в детский сад. В каждой возрастной группе имеются перспективные планы по изучению ПДД, центры дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдений за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол.

В течение года проводятся выставки рисунков детей: «Такие разные автомобили», «Я и дорога» и др. Ребята совместно с воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Работе с родителями уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

В связи с этим проводится работа по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.

В начале учебного года проводится анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

Проводятся акции, где дети раздают памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД.

Изготавливаются папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми, а так же подбирается консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер — класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей основам безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты», я придерживаюсь следующих правил:

1) не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.

2) сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.

3) использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую - то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия - все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование у старших дошкольников основы культуры безопасного поведения на дороге СОДЕРЖАНИЕ Введение…3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения.

Консультация для воспитателей «Формирование правовой культуры и законопослушного поведения детей в совместной деятельности» Правовые знания нужны всем людям как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность воспитания законопослушного поведения детей,.

Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения у дошкольников Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения «Я начну, а ты продолжи….» Цель: Закреплять у детей знания о правилах культурного.

Отчёт «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, через формирование культуры безопасного поведения» Отчёт о проделанной работе с детьми подготовительной группы - образовательная область «Безопасность», тема: «Развитие познавательной активности.

Перспективный план по теме самообразования «Формирование культуры безопасного поведения у детей средней группы» Перспективный план по теме самообразования:«Формирование культуры безопасного поведения у детей средней группы» воспитателя Самаринской.

Самообразование «Формирование культуры безопасного поведения у детей 4–5 лет» Сюжетно – ролевая игра «ЕСЛИ РЯДОМ НИКОГО…» Цель: Формировать у детей элементарные навыки самосохранения в экстренных ситуациях. Создавать.

Проект «Формирование культуры безопасного поведения на улицах города» Актуальность. По статистике Нижегородской области, каждой десятой жертвой дорожно - транспортных происшествий становится ребенок. Причина.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников культуры поведения в транспортной среде
Опубликовано: 28 января 2019 в 23:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников культуры поведения в транспортной среде» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Синюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД