Оксана Лавриненко
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» Структурное подразделение № 145 (дети с амблиопией и косоглазием) Лавриненко О. А.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни : правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка
Публикация «Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью» размещена в разделах
Наша работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, на формирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания, совершенствование практических навыков здорового образа жизни. В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.
1. Специально организованная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные занятия, гимнастика после сна. В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Дельфины», «Утро в лесу») с использованием полосы препятствий гимнастику. Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры : дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки и плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.
Физкультурно-познавательные занятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание занятий: интеграция познавательной и двигательной активности.
Занятие состоит из четырех частей. Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме "Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее юлка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).
Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть — подвижная игра. Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.
На познавательных занятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).
Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим занятия, на которых знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.
2. Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности : чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.
Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.
Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», в которых используются циклические, т. е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
Также мы проводим с детьми индивидуальную работу (закрепление основных видов движений, коррекционную работу (профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, обучаем точечному массажу, правильному дыханию.
Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников. Развивать самостоятельную двигательную, активность нам помогает дидактический материал (рисунки, схемы, карточки, который помещен в уголке юного спортсмена, а также подборка иллюстраций о разных видах спорта, спортсменах и спортивное оборудование (мячи, кегли, обручи, скакалки и т. д.). Игровые упражнения со спортивным и нестандартным оборудованием способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное — они вызывают у дошкольников интерес и желание заниматься физической культурой.
В своей работе мы проводим физкультурные досуги. Это одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых мероприятий, забавных развлечений.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаем в тесном контакте с семьей. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты».
Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.
Мы считаем, что взаимодействие всех субъектов педагогического процесса здоровьесберегающей деятельности приведет нас к конечному желаемому результату: модели идеально здорового ребенка, готового к дальнейшему обучению в школе.