Елена Шершнева
Формирование у дошкольников аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования в области «Речевое развитие» обучение грамоте является одним из важных направлений в общей системе обучения родному языку в детском саду. (слайд 2)
Публикация «Формирование у дошкольников аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте» размещена в разделах
Для успешного обучения грамоте у детей в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико – синтетический метод, при котором в первую очередь должна быть сформирована фонематическая система. (слайд 3)
На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. Дети учатся:
-делить слова на слоги;
- объединять слоги в слова;
- дополнять слог до слова;
- выделять звуки из слогов и слов;
- объединять звуки и слоги в слова;
- последовательно выделять все звуки в слове;
-делить предложения на слова;
- составлять предложения по опорным словам. (слайд 4)
Что же такое звуковой анализ и синтез?
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которого оно состоит. Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении письму и чтению исходным процессом является мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление количества и последовательности. (слайд 5)
Реально представить слово даёт картинка – схема его звукового состава, количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. (слайд 6)
(слайд 7)
Звуковой синтез – соединение звуков в слове. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. (слайд 8)
В работе по ознакомлению детей со звуками используем различные упражнения:
-назовите, какой звук слышите;
- назовите слова с определенным звуком;
- выделите данный звук среди других звуков;
- хлопните в ладоши, поднимите фишку, когда услышите звук;
-найдите предмет на картинке на определенный звук. (слайд 9)
(слайд 10)
Упражнения на развитие звукового анализа :
-определение количества звуков в слове и их последовательности – составление схемы;
- придумывание слов с определенным количеством звуков- образование новых слов;
- подбор слова (картинки) к схеме или схемы к слову. (слайд 11)
(слайд 12)
Используем карточки, «умные машинки», предметные картинки, фишки. (слайд 13)
Основные задачи при ознакомлении детей со слоговым строением слова это слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность (слайд 14)
Упражнения, используемые на занятиях и в индивидуальной работе – это выбрать картинки, в названиях которых определенное количество слогов, придумать слова, содержащие определенное количество слогов, выделить первый слог из названия, подобрать слова к схеме. (слайд 15)
Домики с окошками помогают узнать сколько слогов в слове, дети подбирают картинку, соответствующую схеме. (слайд 16)
(слайд 17)
(слайд 18) Для анализа предложений используем рассматривание игрушек, картин, моделирование предложений.
(слайд 19)
(слайд 20)
Для анализа структуры предложения используем такие упражнения, как придумай предложение по картинке; с определенным количеством слов; по вопросам; к схеме; определи место слова в предложении. (слайд 21)
Необходимо объяснить детям, чем отличается звук от буквы. (слайд 22)
Для закрепления образа букв используем упражнения: выложи букву из палочек, найди букву на кубике, раскрась букву, слепи букву из пластилина. (слайд 23)
(слайд 24)
(слайд 25)
Значение формирования аналитико – синтетической активности дошкольника – это формирование умения ориентироваться в звуковой системе языка, целенаправленная подготовка детей к овладению навыками чтения и письма, обеспечение умственного развития через систему аналитико – синтетических упражнений, развитие речи, развитие самостоятельности и инициативности. (слайд 26)
Спасибо за внимание! (слайд 27)