Ирина Красникова
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:
1) социально - коммуникативное развитие
2) познавательное развитие
3) речевое развитие
4) художественно - эстетическое развитие
5) физическое развитие
Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
2 слайд Проблема развития речи является одной из актуальных. Постоянно увеличивающееся количество детей с речевыми нарушениями или проблемами речевого развития.
К ним относятся:
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас
• Односложная, состоящая из простых предложений речь
• Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
• Употребление нелитературных слов и выражений
• Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
• Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста
• Проблемы звукопроизношения
• Отсутствие навыков выразительности речи
3 слайд Основная цель образовательной деятельности, регламентируемой ФГОС ДО- освоение основной образовательной программы и достижение целевых ориентиров ДО.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности
4 слайд.
Все виды детской деятельности связаны с речевым развитием.
5 слайд
• Основная цель речевого развития – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
• развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
6 слайд
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (диалогической и монологической. Развитие связной речи не возможно без развитого словаря и освоения грамматического строя речи);
4) развитие речевого творчества (творческое рассказывание, сочинение стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д);
5) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи).
6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
7) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза);
7 слайд
Основными направлениями работы по развитию речи дошкольников являются:
• 1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией
• 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения
• 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
• 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
• 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
• 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
8 слайд
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В образовательной области «Речевое развитие» целевые ориентиры представлены следующим:
Младенчество и ранний возраст
• Владеет активной речью, включенной в общение;
• может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
• знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
На этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
• может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
• может выделять звуки в словах,
• у ребенка складываются предпосылки грамотности;
9 слайд
Основными принципами работы по речевому развитию выступают:
• принцип взаимосвязи сенсорного, познавательного и речевого развития,
• принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи,
• принцип развития языкового чутья,
• принцип формирования элементарного осознания явлений языка,
• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
• принцип обогащения мотивации речевой деятельности,
• принцип обеспечения активной языковой практики
10 слайд
ФГОС дошкольного образования выдвигают ряд требований к условиям реализации ООП,.т. ч. к речевому развитию :
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастными индивидуальным особенностям
• Построение образовательной деятельности на основе ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
• Обеспечение высокого уровня речевой активности детей.
• Поддержка родителей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
11 слайд
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.
12 слайд
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
13 слайд
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.
Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, начитанностью.
7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
14 слайд
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
Их модно разделить на 3 группы:
- наглядные: показ разных видов наглядности,наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии,показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению,самостоятельное рассматривание книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи
- словесные: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ; рассказ педагога; чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с и без опоры на наглядные материалы,речевой образец, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности,повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка речи, вопрос, поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы; разговоры, поручения.
- практические: игровое сюжетно-событийное развёртывание, игровые проблемно-практические ситуации, ролевые обучающие игры, дидактические игры,знакомство с формулами речевого этикета, запись и повторение рассказов;игры драматизации, инсценировки,дидактические упражнения, хороводные игры
15 слайд, 16 слайд
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Одной из ведущих формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС.
– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.
2)
А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
3)
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
4)
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. 5)
Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А. : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
17 слайд
К числу современных образовательных технологий, используемых в дошкольном образовании, можно отнести:
• здоровье сберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном -образовательном пространстве ДО,компьютерные программы,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• Технология «ТРИЗ»
18 слайд
Технология ТРИЗ предполагает тесную взаимосвязь речевого, познавательного и творческого развития дошкольника. ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и это даёт прекрасные результаты в плане развития воображения, творчества и речи детей.
Автором данной теории стал Генрих Саулович Альтшуллер- ученый,изобретатель. Например, с помощью метода «Мозгового штурма» развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
19 слайд
Исследователь детской речи Ушакова О. С. говорила, что «…все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.»
Все стороны речевого развития находятся в тесной связи друг с другом. И их развитие должно идти в комплексе.
20,21,22 слайды
Словарь:
-понимание значения слов
-обогащение словаря,
-расширение объема словаря,
-активизация словарного запаса
-точность словоупотребления
-объединение слов в тематические группы
-составление синонимических рядов
-составление антонимических пар
-понимание значения многозначных слов
Грамматический строй речи
- изменение слова по родам,числам,падежам
-владение разными категориями и формами глаголов
-грамотное применение в речи разных частей речи
-словообразование
-построение простых и сложных словосочетаний и предложений
Звуковая культура речи
-умение различать и правильно произносить все звуки родного языка
-правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания
-соблюдать плавность изложения
-формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений
- формирование четкой дикции
Связная речь
-овладение связной диалогической речью
-овладение связной монологической речью
-формирование элементарных знаний о структуре текста, о способах связи между структурными частями и предложениями
-строить разные по типу высказывания: описание, повествование, рассуждение
Подготовка к обучению грамоте
-владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»
-различать гласные и согласные звуки
-умение выделять последовательность звуков в словах
-составлять простые и сложные предложения
-правильно ставить ударение в словах
-умение делить слова на слоги
Приобщение к художественной литературе
-умение слушать произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи
-воспринимать содержание произведения, выражать свое эмоциональное отношение
-заучивать стихи, участвовать в инсценировках
-знакомить с иллюстрациями известных художников
24 слайд
Работа по речевому развитию осуществляется в разных формах ежедневно в разных режимных моментах.
1 половина дня:
- игровая деятельность
- коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей,
- работа по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений);
- рассматривание иллюстраций, работа в книжном уголке;
- дидактические игры и лексические упражнения;
- индивидуальная работа
- образовательная ситуация
Прогулка:
- словарная работа в процессе наблюдений, труда детей на участке;
- работа по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр;
- дидактические игры и упражнения по различным разделам речевого развития;
- индивидуальная работа с детьми;
- коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему;
2 половина дня
- развлечения, досуги
- подготовка и проведение игр- драматизаций и инсценировок,
- индивидуальная работа с детьми
- ситуативное общение в ходе режимных моментов
- работа в книжном уголке
- образовательная ситуация
- игровая деятельность
25 слайд
Уровень речевого развития ребенка можно выявить, проводя педагогическую диагностику с целью оптимизации и индивидуализации работы с детьми по данному направлению.
На слайдах 26,27,28 представлена диагностика речевого развития детей Московского центра качества образования.
29 слайд
Оценка качества дошкольного образования ФГОС ДО предполагает оценку качества по условиям (то, что можно контролировать). Под условиями понимается создание образовательной среды развития ребенка (психолого-педагогические, кадровые условия, предметно-пространственная среда). В центре внимания – психолого-педагогические условия,включая развивающее взаимодействие в системе «взрослый – дети».
На слайдах 30,31.32 представлены рекомендации для использования инструментов при проведении внешней общественно-професиональной оценки качества дошкольного образования по разделу ООП Речевое развитие, разработанные Федеральным институтом развития образования. (ФИРО)
Они включают в себя оценку следующих условий:
1. Сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками
2. Педагоги способствуют обогащению речи детей
3. Педагоги поощряют речевое творчество детей
4. Сотрудники создают условия для развития у детей правильной речи
5. Педагоги создают условия для развития речевого мышления детей
6. Педагоги создают условия для развития у детей планирующей и регулирующей функции речи
7. Педагоги создают условия для подготовки детей к чтению и письму
8. Педагоги создают условия для обучения детей второму языку
Спасибо за внимание!