Папки-передвижки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Елена Романова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре.

Автор статьи: Романова Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ № 156, г. Н. Новгород.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. В нашей повседневной жизни - дети окружены современными предметами, оборудованием, технологиями, слушают современную музыку, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Нынешнее поколение детей мало знакомо с русскими народными праздниками, национальными костюмами, утварью, предметами домашнего обихода, народным искусством, не понимает значения исконно русских слов. Сегодня особенно важно привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре» размещена в разделах

Актуальностью данной темы является потребность нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

Цель: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией; воспитание любови и привязанности к своей семье, уважение к ее традициям, развитие семейного досуга; пробуждение интереса воспитанников к русскому народному искусству, поэтическому мышлению, духовному и творческому воспитанию подрастающего поколения; воспитание доброжелательного отношения воспитанников к окружающему миру, природе; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

• Приобщение воспитанников к русской народной культуре;

• Формирование представлений о быте, ремесле, творчестве;

• Формирование навыков восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

• Приобщение воспитанников к искусству, как к виду творческой деятельности людей (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино);

• Формирование интереса и любви к чтению русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, прибауток, знакомства с историей народного искусства;

• Приобщение к совместному творчеству родителей и воспитанников;

• Создание благоприятного эмоционального настроения.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений в системе образования. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество приговорок, потешек, прибауток, дающих возможность взрослому обучить ребенка тому или иному навыку, воспитать в нем трудолюбие и доброту, привить любовь к ближнему, ко всему живому, к Родине, научиться видеть красоту в окружающем мире. Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю и жизнь людей тех времен. Все, что мы узнаем, остается с нами на всю жизнь и передается нашим потомкам.

Воспитание ребенка, знакомство его с русской-народной культурой начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Сказки, песни, пословицы, поговорки, считалки, потешки, заклички, загадки - всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Выражение «Делу время и потехе час» - появилось 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу Романову (царю). Наиболее древнее из дошедших до нас произведений русской письменность, содержащие пословицы, датируются XII веком. Вышеуказанную пословицу народ употребляет по сей день и будет употреблять еще не одно столетие.

«….Русские песни, предания, пословицы, наконец русские сказки, без сомнения, заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», так писал о фольклоре Н. А. Некрасов.

Народное искусство– одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

Фольклор – искусство слова, совокупность устных художественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа; традиционное для народа бытовое художественное творчество и его результат, отражающее самосознание народа, сложившееся в результате многовековой истории и проявляющееся в устной форме и в большом количестве вариантов произведений: пословиц, поговорок, загадок, былин, баллад, волшебных, бытовых сказок, сказок о животных, песен.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит- не поймаешь».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода и заключения. «Чудеса в решете», «И нашим и вашим».

Наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях.

Настоящим кладезем русской народности - была няня А. С. Пушкина - Арина Родионовна Яковлева.

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

И куда разумны шутки,

Поговорки, прибаутки,

Небылицы и былины

Православной старины…

Сказка – это сокровищница народной мудрости, один из самых любимых жанров детей. Со сказками начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений, с миром литературы.

Народная мудрость - «Кто малым недоволен, тот большого не достоин», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Лучший клад- когда в доме лад».

К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, разносторонне содержание воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Е. А. Майлин писал: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д. С. Лихачев.

В заключение, мне бы хотелось сказать, что благодаря слаженной работе в данном направлении - не только дети, но и родители получают всплеск положительных эмоций, приобщаются к совместным работам в проектах, посещают историка – краеведческие музеи и выставки, участвуют в русских праздниках «Колядки», «Масленица», «Ярмарка», «Поющие капельки», делятся своими впечатлениями и наблюдениями, проводят мастер-классы по изготовлению разных предметов утвари.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об антитеррористической безопасности К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники "Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в использованием технологии мнемотехника" Экологическое.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Части суток» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Презентация «Учимся определять время по часам» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Зимние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Консультация для родителей «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Кивгазова История вопроса о влиянии семьи, на воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре
Опубликовано: 21 марта 2018 в 21:23
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД