Анна Миронова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Миронова Анна Владимировна, я работаю в детском саду № 6. Представляю вам опыт работы на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к обучению грамоте».
2 слайд.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к обучению грамоте» размещена в разделах
Актуальность этой темы в том, что в настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого- педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Особого внимания заслуживают дети с речевыми нарушениями, потому что правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится и ребёнок и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе. Подготовка к школе в детском саду включает две основные задачи: всестороннее физическое, нравственное, умственное, эстетическое воспитание и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые дети будут изучать в школе. Подготовка нужна еще и для того, чтобы ребёнок умел использовать свои слух и зрение, умел анализировать, выделять главные признаки речевого материала, т. е. имел общую ориентировку в звуковой системе языка.
3 слайд.
Цель: формирование предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Способствовать осознанному восприятию звуковой стороны речи; формированию общей ориентировки в звуковой системе языка. Содействовать формированию представлений о буквах, гласных и согласных звуках; понятии «слог» и умений оперировать им, понятии «буква» и представлений о том, чем звук отличается от буквы. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Способствовать развитию мелкой моторики, графических навыков, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, обогащать развивающую предметно-пространственную среду дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими формирование предпосылок к обучению грамоте. Создать условия для включения родительской общественности в образовательный процесс по данной теме.
4 слайд.
Направления работы
Совместная деятельность педагога с детьми : это образовательная деятельность, индивидуальная и совместная деятельность педагога и детей, также самостоятельная деятельность детей.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды : уголок речевой деятельности, в который входят дидактические игры «Лото «Азбука», «Парные картинки «А, Б, В, Г, Д» и т. д. также дидактические игры, изготовленные своими руками, тетради Нищевой для обучения грамоте детей дошкольного возраста на каждого ребенка, Лэпбук, разрезные буквы на каждого ребенка.
Взаимодействие с родителями: в родительских уголках размещается наглядная информация, рекомендации, памятки, проводятся родительские собрания, привлекаем родителей к оказанию посильной помощи в изготовлении раздаточного, демонстрационного материала.
5, 6 слайд.
В группе создан речевой уголок, в который кроме материала по развитию речи, также включен различный дидактический материал, способствующий формированию предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста. Это и дидактические игры, например, «Азбука – паровозик», «Я читаю», «Словодел», также игры, изготовленные своими руками «Подбери картинку к схеме», «Он, она, они». Все дидактические игры используются для закрепления названий звуков и букв, умения различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, умения называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять позицию звука в словах; называть, из каких звуков состоит слово, слог, закреплять умение называть имена существительные по родам, числам; также игры направлены на развитие фонематического слуха, развитие связной речи, расширение словарного запаса. Лэпбук имеет несколько карманов, в которых находятся картинки с иллюстрациями, загадки, стихи, задания для развития речи, активизации словаря, закрепления звуков и букв. Касса букв на каждого ребенка помогает закрепить пройденные звуки и буквы, составить слоги, слова. Изготовленные детьми совместно с родителями «Книжки – малышки» обогащают словарный запас, формируют грамматически правильную речь ребенка, интерес к художественной литературе, художественному слову, содействуют умению эмоционально реагировать на поступки героев, последовательно и близко к тексту пересказывать сюжет произведения.
7 слайд.
Совместную образовательную деятельность с детьми по подготовке к обучению грамоте мы планируем один раз в неделю. В совместной деятельности мы используем подвижные игры для закрепления графического изображения букв, умения классифицировать на гласные и согласные, твердые и мягкие, например «1,2,3 - к букве беги», «Найди букву» и др., словесные игры – используем для развития связной речи, мышления, памяти; дети, играя, пополняют и активизируют словарь, у них формируется правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, например «Назови гласные – согласные в слове», «Посчитай слоги в слове» и др. Также используем дидактические игры для формирования умения находить место звука в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, составлять слова из звуков, например, «Лото «Азбука», «Собери слово», «Твердый или мягкий» и др. В совместной образовательной деятельности используем тетради Нищевой для обучения грамоте детей дошкольного возраста для развития речи, мышления, памяти, внимания, закрепления пройденного материала.
8 слайд.
Организованная образовательная деятельность проводится один раз в две недели, в старшей группе продолжительность образовательной деятельности - 25 минут, обязательно используем смену деятельности: физкультминутки, коллективные подвижные и словесные игры для развития речи, пополнения и активизирования словаря, закрепления пройденного материала. В организованной образовательной деятельности присутствуют сюрпризные игровые моменты (помощь герою, путешествие в волшебную страну, беседы со сказочными героями).
Образовательная деятельность планируется в различных формах, например, «Путешествие», «Квест – игры» (найди среди букв гласные/ согласные) и т. д. Структура ОД по подготовке дошкольников к обучению грамоте такая же, как и во всех видах ОД – вводная часть, которая включает в себя организационный момент, сюда же входят мотивация, сюрпризный момент; основная часть, которая включает повторение пройденного и знакомство с новым материалом, закрепление, физкультминутка, пальчиковая гимнастика; третья часть – рефлексия, в которой дети делятся своими впечатлениями об ОД. При планировании мы используем методические пособия Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», Шумаевой Д. Г. «Как хорошо уметь читать!». На образовательной деятельности используем кассу букв на каждого ребенка, мультимедийное оборудование для просмотра презентаций, тетради Нищевой для формирования графических навыков, развития связной речи, навыков звуко - буквенного анализа, мелкой моторики.
9 слайд.
В индивидуальной деятельности также используем тетради Нищевой для закрепления пройденного материала, различные дидактические игры на формирование предпосылок к обучению грамоте, чтению, на закрепление графических навыков, например, «Мозаика», «Собери слово», кассу букв для закрепления пройденного материала. Индивидуальная работа планируется в зависимости от результативности освоения материала проведенной образовательной деятельности.
10 слайд.
В самостоятельной деятельности воспитанниками используются природные материалы (каштаны, бобы, цветные деревянные палочки для выкладывания букв, слогов, слов, дети классифицируют звуки на гласные и согласные, твердые и мягкие, самостоятельно играют в различные дидактические игры, например «Азбука –паровозик», «Сколько в слове слогов», кубики, мозаику для закрепления пройденного материала, совершенствования навыка чтения; играют в сюжетно – ролевые игры «Школа», «Библиотека», где используют игровой материал по обучению грамоте.
11 слайд.
Работу с родителями в данном направлении мы осуществляем через информирование родителей по определенной теме, размещаем информации в родительских уголках по данному вопросу; в начале учебного года на родительском собрании одним из вопросов планируем «Формирование у детей предпосылок к обучению грамоте» в форме дискуссионной площадки, заранее предлагаем подготовить вопросы по данной теме, т. к тема очень актуальна для родителей, они с большим интересом воспринимают советы и пожелания педагогов; также используем форму «Вопрос – ответ» - ответы на вопросы родителей по интересующей теме.
12 слайд.
Достигнутые результаты
Результаты работы с детьми: У детей в старшего возраста к концу года сформировались умения различать и выделять звуки в словах. Дети научились ориентироваться в звуковом составе слова. Активизировалась связная речь, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь, речевое творчество, сформировалась звуковая аналитико –синтетическая активность.
Обогащение РППС:
- Приобретены тетради Нищевой Н. В «Для обучения грамоте детей дошкольного возраста» - 1 и 2 части. Изготовлены кассы букв, приобретены и изготовлены дидактические игры, дополнены сюжетно – ролевые и режиссерские игры «Библиотека», «Школа»
- Изготовлена речевая зона для артикуляционной гимнастики, закрепления звуков.
- Родителями совместно с детьми изготовлены книжки – малышки.
- Созданы презентации, серии сюжетных картинок.
- Дополнена библиотека и уголок речевой деятельности.
Результаты взаимодействия с семьями воспитанников:
- Родители стали больше уделять внимание вопросам по обучению грамоте.
- Повысилась заинтересованность литературой по подготовке детей к школе.
- По совету педагогов приобретены дидактические игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.
Литература представлена на слайде.
Спасибо за внимание.