Мехдиева Шахназ
Формирование у детей средней группы представлений о количестве
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности развития детей средней группы
Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения с ровесниками. Игра остается главным способом познания находящегося вокруг мира, хотя изменяются ее формы и содержание.
Темочки:
Он считается очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно именовать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты развития «Я» позиции. Очень важный период, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Здесь происходит физическое развитие и улучшение интеллектуальных возможностей ребенка. Его движения свободны, он хорошо разговаривает, мир его переживаний, ощущений и представлений уже намного разнообразнее.
Нервно-психическое развитие достигло значительного уровня. Интеллектуальное поведение совершенствуется. Словарный запас растет. Ребенок выражает разные эмоции – радость, страх, жалость, огорчение, смущение. В этом возрасте развиваются и определяются моральные понятия.
В этом возрасте происходят быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки. Ребенок начинает все лучше обращаться с карандашами, пластилином, ножницами, движения его становятся все более четкими, очными и аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребенка практически готова к обучению письму.
Божович Л. И считает, что познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относят познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, навыками и умениями.
Развитие мышления у дошкольника не исчерпывается совершенствованием способов мышления, приобретением новых типов умственных действий. Не меньшее значение имеет изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. В дошкольном возрасте впервые перед ребенком начинают возникать не только практические, но и особые познавательные задачи, направленные на получение знаний. Удельный вес таких задач постепенно возрастает. Именно в рамках познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.
В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей : знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.
У детей 5-6 лет наблюдается : стремление расширить свой кругозор; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
Взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на : установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира; содержательное упорядочивание информации.
Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Игрой является такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности. Он усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Игра - вид детской деятельности, использующийся взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре дети развиваются как личность, у них создаются те стороны психики, от каких потом будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для всех специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
2. Методика формирования представлений о количестве и счете
Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий. Под математическим развитием дошкольников понимается сдвиги и изменения в познавательной деятельности. Они происходят в итоге формирования элементарных математических представлений и связанных с ними закономерных операций.
Трудности обучения детей математике интересовали ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Б. А. Кордемский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости особой математической подготовки детей дошкольного возраста. Создание у них знаний о времени и пространстве, размере, измерении, рассматривалось с точки зрения практической необходимости. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов.
Обучение математике дает большие возможности для становления интеллектуальных способностей у детей.
Задачами математической подготовки считаются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени навыков и умений в счете, однако и формирование познавательных процессов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное формирование ребенка.
Умение дошкольника считать - одно из математических знаний, требуемых от ребенка, готовящегося пойти в школу. В изучении счета простор для фантазии велик: от яблок и конфет, до обыкновенных счетных палочек.
Не секрет, что дети будут заниматься только тем, что им понятно, доступно, интересно и увлекательно. Важным является развитие интереса, как к содержательной стороне знаний, так и к процессу деятельности как таковому, а также осознанный мотив самосовершенствования, стремление к развитию своих способностей.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.
Широкое использование специальных обучающих игр представляется важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
А. М. Леушина разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений. Она создала программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет.
Теоретико-методическая концепция, созданная А. М. Леушиной, содержится в следующем: от нерасчлененного восприятия большого количества предметов детей нужно переводить к раскрытию отдельных составляющих данного множества частей путем попарного сравнения их, что дает дочисловой период обучения. Обучение счету базируется на освоении детьми действий с множествами и основывается на сопоставлении двух множеств. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности определенной предметной категории (множества) в сравнении ее с другой. В дальнейшем сопоставлении чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному изучению счета и применению его в вычислениях, исполнению действий при решении обычных арифметических задач. Элементарное понятие о числе создается у детей в ходе накопления ими опыта сопоставления нескольких предметных групп по признаку количества, самостоятельно от остальных признаков (качественных особенностей, расположения в пространстве).
На данной базе основывается освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.
В методике начального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, применены позитивные стороны метода исследования чисел (воспроизведение групп предметов, использование числовых фигур и счетных карточек, знакомство с составом чисел) и метода исследования действий (число как итог счета; образование чисел на базе сопоставления двух совокупностей и практического установления между ними взаимнооднозначного соотношения; увеличение либо уменьшение одного из них на единицу; освоение действий сложения и вычитания на базе сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). Согласно методике, предложенной А. М. Леушиной, в процессе становления количественных представлений у детей следует особенное внимание уделять накоплению ими чувственного опыта, созданию сенсорной базы счетной деятельности, поочередному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Занятия рассматривались А. М. Леушиной в качестве основной, ведущей формы становления количественных представлений в детском саду. С их помощью может быть освоение детьми знаний повышенной трудности, довольно обобщенных, лежащих в «зоне ближайшего развития». Без помощи других приобрести их ребенок не в состоянии. «Попутное» усвоение их в игре либо труде непродуктивно, т. к. основными в них считаются цели, способы действия и итоги самой деятельности, а не формирование математических представлений.
Настоящее математическое формирование обеспечивает только организованная, целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый взвешенно ставит перед детьми познавательные задачи, указывает адекватные пути и методы их решения. В процессе обучения на занятиях нужно осуществлять главные программные требования, математические представления сформировывать в определенной системе. Представления и соответствующие им способы действия, сформированные на занятиях, должны обслуживать потребности различных видов детской деятельности, увеличивая ее производительность и результативность.
Вопрос о методах и средствах обучения должен решаться на базе и в тесной взаимосвязи с содержанием и формами организации процесса развития количественных представлений у детей в детском саду. В содержании обучения главное внимание нужно уделять формированию счетной и вычислительной деятельности, которые считаются основой математического развития ребенка.
3. Конспект занятия и дидактические игры
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему : «Что делают матрешки?» для детей средней группы
Целью занятия является ознакомление детей с новым качеством предмета — размером, закрепление знания о цвете и форме, приобщение детей к созданию эмоционального настроения, формирование интереса к занятию.
Материал. Комплект матрешек (сувенирный, который вмещает 6—8 предметов. Если его нет, можно использовать два набора обычных трех- пятиместных матрешек; брусок или полоска бумаги для отделения одной группы матрешек от другой.
Ход занятия. Воспитатель ставит на стол большую матрешку и говорит:
— Посмотрите, какая красавица к нам пришла! (Все любуются матрешкой, разглядывают ее.)
Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, косыночка и т. д. Полюбовавшись матрешкой, поднимает ее и удивленно говорит:
— Что-то она тяжелая. Может, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!
Воспитатель открывает матрешку, проговаривая с детьми такие слова: «Матрешка, матрешка, откройся чуть-чуть!»
Открывая большую матрешку и увидев в ней следующую, удивляются и любуются ею. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста, разные по высоте. Он спрашивает:
— Какая из матрешек выше? Какого цвета косыночка у
высокой, а какая — у низкой?
Потом, взяв в руки меньшую матрешку, снова предлагает угадать, не спрятано ли там еще чего-нибудь. Дети снова говорят хором те же самые слова: «Матрешка, матрешка, откройся чуть-чуть!» Так продолжается до тех пор, пока не раскроют все матрешки.
В средней группе детей обучают сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. При этом ребенок должен овладеть сравнительной оценкой величины (длиннее, покороче, еще короче, самая короткая). Каждый предмет необходимо сопоставлять с соседним («Синяя лента шире красной, однако уже голубой»).
Игры для младшей группы :
В игре «Волшебный мешочек».
Цель игры: научение детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу.
На столе размещаются знакомые им геометрические фигуры, и в мешо-чек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке аналогичную той, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). Можно и левой рукой помогать. При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.
В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в составлении формы предметов по геометрическим образцам. Такие задания трудны, но в целом доступны им. Они развивают у детей способность анализировать окружающую обста-новку, абстрагироваться при обозначении формы предметов.
Игры для средней группы :
Игра “Бантики”.
Нужно взять бантик красного цвета в правую руку, а синий – в левую, поднять бантики вверх, спрятать за спину, протянуть вперед.
Сколько бантиков в правой руке? Один. Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку. Сколько бантиков всего? Один и один – два. Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?
Игра «Счетная мозаика».
Целью игры является ознакомление с цифрами; устанавление соответствия количества с цифрой.
Материал: счетные палочки.
Описание: вместе с ребенком составьте цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложите ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
Для старшей группы :
Игра «Читаем и считаем».
Целью является помощь в усвоении понятий «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Материал: счетные палочки.
Описание: прочитайте ребенку книжку, попросите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросите, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравните игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Заключение
Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий
А. М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении детей счету. Начальным понятием в обучении дошкольников взято не число, как это считалось ранее, а конкретное множество. Практические действия детей с множествами рассматриваются как исходные этапы счетной деятельности.
А. М. Леушина разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений. Она создала программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет.
Согласно методике, предложенной А. М. Леушиной, в процессе становления количественных представлений у детей следует особенное внимание уделять накоплению ими чувственного опыта, созданию сенсорной базы счетной деятельности, поочередному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития у детей математических представлений, так как у них есть желание учиться, связанное со стремлением познать новое. К особенностям математических представлений детей в дошкольном возрасте относятся: связь с игрой, опора на помощь взрослого, расширение самостоятельности детей в выполнении задания, накопление определенного запаса предметных знаний и умений, развитие у них необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400с.
2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1989.-288с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. – Т. 4 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2006. – 213с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
5. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007.
6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.
7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
8. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб. : Питер, 2004. — 592с.
9. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. -272с.