Наталья Вершинина
Формирование у детей дошкольного возраста творческого интереса к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Вершинина Наталья Васильевна
Россия, п. Сосновское
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для творчества. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Темочки:
Президентом РФ, Владимиром Владимировичем Путиным, 2017 год в России объявлен годом Экологии. Дети – это будущее, через 25-30 лет они возглавят правительство, будут подписывать законы, станут врачами, исследователями, экологами и поэтами. В семье и в детском саду уже сегодня мы готовим людей, в чьих руках будет наше будущее и наша с Вами Планета. Великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин сказал: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало творческий интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно. О восприимчивости ребёнка в дошкольные годы написано немало. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорное восприятие, вызывает чувство восторга. Роль природы в обогащении знаний детей для передачи выразительных образов переоценить невозможно. Накопление реальных представлений о взаимодействии явлений природы, понимание и бережное отношение к ней – это результат общения детей с природой. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений, способствующий обогащению содержания детского творчества образами природы. Природа пробуждает любознательность малышей, действует на его сенсорное восприятие, вызывает детский восторг перед радостью бытия. Разнообразие объектов природы позволяет педагогам и родителям организовывать интересную, разнообразную и полезную деятельность детей, основанную не только на эстетическом восприятии, но и на формировании к ней бережного отношения.
В связи с этим, нами была поставлена задача: активизировать работу по развитию творческих способностей детей на основе ознакомления с природой. Большая роль в развитии творческих способностей дошкольников средствами природы, на наш взгляд, принадлежит педагогам и родителям. Как говорил французский писатель, правовед и философ Шарль Де Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к окружающему миру, состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Наиболее эффективная последовательность работы, на наш взгляд, такова:
- непосредственное восприятие природы;
- организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
- организация непосредственной творческой деятельности детей и взрослых
Изучив методическую литературу и опыт педагогов по данному направлению, мы пришли к выводу, что данную работу нужно начинать как можно раньше. Так, организуя образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста, нами были определены следующие формы организации детско-взрослого взаимодействия, которые, на наш взгляд, создают наиболее благоприятные условия для формирования творческого отношения к природе : совместная детско-родительская творческо-исследовательская проектная деятельность, продуктивная деятельность с использованием техник нетрадиционного рисования, коллективное творческое дело, акции, совместные детско-взрослые мероприятия (квест-игры, мастер-классы, тематические прогулки-путешествия, прогулки-экскурсии, организация непосредственной образовательной деятельности по развитию творческого интереса у детей дошкольного возраста к природе посредством игровой деятельности с использованием ИКТ, экспериментальная и студийная деятельности, игровая деятельность в процессе ухода за растениями. Каждая новая форма воспринимается детьми как игра, которая, как мы знаем, свою очередь является ведущей деятельностью.
Рис. 2 – Экскурсия к озеру «Комсомольское»
Наряду с этим, была проведена работа, направленная на организацию тесного взаимодействия с родителями: совместные детско-взрослые мероприятия, родительские собрания, анкетирование, беседы, консультации, привлечение родительской общественности к участию в выставочной творческой деятельности в рамках обсуждаемой темы.
Рис. 3 – Мастер-класс с родителями «Палитра осени»
В рамках работы по данному направлению были реализованы такие мероприятия, направленные на развитие нравственности и духовности, как:
- разработан и реализован детско-родительский экологический образовательный проект «Косолапый друг»;
Рис. 4 – Защита проекта «Косолапый друг»
- реализована работа детской творческой студии «Посмотри, как красив мир вокруг!» (изо деятельность с использованием нетрадиционных техник);
Рис. 5. – Работа творческой студии «Пробуждение весны»
- состоялась акция «Поможем птицам перезимовать!»;
Рис. 6. – Кафе для крылатых друзей
- проведен цикл совместных детско-взрослых мероприятий: мастер-класс «Домики для пернатых из бросового материала – экологично и практично», «Детско-родительское творческое дело – «Пейзаж своими руками».
- проведен комплекс прогулок-путешествий и прогулок-экскурсий, носящих характер охраны природы;
Рис. 7. – Осторожно! Муравейник
- реализован детско-родительский квест «Найдем друга Зайчика Тимки!»;
- проведена серия интегрированных познавательно-творческих занятий по теме «Мир вокруг нас. Природа и мы»;
Рис. 8. - В гости к рябине
- организован мини-огород в групповом помещении по инициативе детей.
Рис. 9. – Расти наш урожай
Для того чтобы определить степень эффективности педагогических воздействий на уровень развития творческого отношения к природе детей и членов семей воспитанников, нами был разработан и проведен мониторинг уровня экологического воспитания у детей и их родителей. Инструментарием детского мониторинга: беседы, целевое педагогическое наблюдение, игровые задания; для взрослых – опрос, анкета и беседа.
В результате педагогического наблюдения, пришла к выводу о том, что дети стали проявлять инициативность, творческий интерес к природе, способность увидеть и прочувствовать ее красоту, восхититься ею и желание сохранить. Младшие дошкольники с удовольствием принимают участие в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Мониторинг родителей также показал положительную динамику: родители стали проявлять интерес и желание поделиться интересными событиями, связанными с жизнью их домашних питомцев, приносят фотографии цветников, которые они всей семьёй разбивают, украшая улицы, где они проживают. Большинство семей охотно участвуют в разнообразных выставках творческих работ : коллективных и индивидуальных, с удовольствием делятся умениями не только видеть красоту природы, но и творить её своими руками.
Рис. 10. –Выставочная экспозиция «Природная красота своими руками»
Рис. 11. - выставка работ семьи Шапкиных
Свою работу по приобщению к природе и формированию к её объектам творческого отношения у дошкольников я продолжаю. В перспективе планирую разработку авторских игр экологической направленности для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
3. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. 92стр
5. Т. А. Цквитария Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.