Татьяна
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста в досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, диалектическую направленность мышления, формирование предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения.
Теория экологического воспитания дошкольников представлена в педагогических исследованиях С. А. Веретенниковой, Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой и др.
Публикация «Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста в досуговой деятельности» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исследователи рассматривали разные формы и методы формирования представлений о сезонных изменениях в природе, главным образом, наблюдение на прогулках и экскурсиях, занятия или непосредственно организованную образовательную деятельность, но значение досуговой деятельности для формирования представлений о сезонных изменениях в природе рассматривалось недостаточно. Вместе с тем, традиционно в дошкольной педагогике досуги и праздники используются не только для развлечения детей, но и как средство познавательной деятельности, позволяющей увлекательно, на эмоционально-чувственном уровне сформировать интерес к окружающим событиям и явлениям, обобщить накопленную информацию. Досуговая деятельность может выступать средством формирования представлений о сезонных изменениях в природе, однако в практике не находит достаточно широкого применения в данном контексте. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
Объект, предмет, задачи и гипотеза исследования представлены во введении.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучение сезонных явлений – неотъемлемая часть экологического образования дошкольников. Сезонными явлениями называют периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно-следственных связей. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе : каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
2. Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром предполагает введение обобщающих занятий по каждому времени года, экскурсии или прогулки при условии проведения целенаправленного наблюдения с детьми за объектами живой и неживой природы, практические методы – игру, элементарные опыты и моделирование, а также организацию досуговой деятельности, роль которой заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
3. Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры. В дошкольном образовательном учреждении выделяют такие виды культурно - досуговой деятельности, как отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование (игры, коллекционирование, познавательные беседы, экскурсии, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, экспериментирование, хобби, творчество. Традиционно при планировании досуговой деятельности, в первую очередь, праздников и развлечений, учитывают сезонный и календарный принципы. Поскольку цель любого праздника и развлечения – обобщение знаний и представлений ребенка об окружающем мире, каждому досугу предшествует подготовительная работа, включающая созерцание и наблюдение, непосредственно организованную образовательную деятельность, беседы воспитателя с детьми, разучивание песен, стихов и пр.
4. Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ. В эксперименте принимали участие 20 детей подготовительной к школе группы. Для определения знаний детей о временах года с детьми проводилась беседа на выявление знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе. При проведении диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень наблюдался у 3 детей (15 %); средний уровень – у 6 детей (30 %); низкий уровень – у 11 детей (55 %).
5. Формирующий эксперимент проводился в летний период времени. Подготовительная работа включала целенаправленные наблюдения, работу с календарем природы, экспериментирование (посадку лука, семян различных растений и наблюдение за всходами, непосредственно организованную образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искусству, развитию речи и пр. Нами проводились досуговые мероприятия – праздник «День земли», викторина «Природа и мы», праздник «Времена года». В свободное время на прогулках также мы использовали загадки, проблемные вопросы, проблемные ситуации, опыты и эксперименты. После проведения любых видов досуговой деятельности мы спрашивали, что дети узнали нового, проводили индивидуальную работу с детьми, которые были пассивны во время досуговой деятельности.
6. Для подведения итогов работы мы использовали беседы с детьми и анализ продуктов изобразительной деятельности (рисунков). Были получены следующие результаты: высокий уровень представлений о сезонных изменениях в природе на контрольном этапе эксперимента проявился у 12 детей (60%, средний уровень показали 8 детей (40%, низкий уровень не показал ни один ребенок. Положительные тенденции замечены у 13 детей, что составляет 65%. Это говорит об эффективности проведенной работы и необходимости досуговых мероприятий для изучении времен года.
Таким образом, исследовательские задачи были решены, гипотеза подтвердилась.