МААМ-картинки

Формирование исследовательского интереса как основы исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Ярославцева Ольга
Формирование исследовательского интереса как основы исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Формирование исследовательского интереса как основы исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на примере исследовательско-творческого краткосрочного проекта «Мы рисуем радугу»

Дети младшего возраста – неутомимые исследователи. Они готовы познавать мир, делая лишь короткие перерывы на сон. Ребенок находится в своем естественном состоянии, проявляя исследовательский интерес и исследовательскую активность : он разбирает по деталям даже новые игрушки, потому что хочет узнать, что у них внутри; мнет и рвет бумагу, и смотрит, что из нее получится; наблюдает за насекомыми и червями во время прогулки, пытается взять их руками и рассмотреть; проводит опыты с разными предметами. Все это — объекты исследования. «Исследовательское» поведение, по словам М. Монтессори, заложено в природе самого ребенка, а значит, является для дошкольника главным источником получения представлений о мире. Отсюда следует, что ребенок дошкольного возраста - исследователь, проявляющий живой исследовательский интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Публикация «Формирование исследовательского интереса как основы исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Термин «экспериментирование» ввел Ж. Пиаже, который проанализировал значение этого вида деятельности для детей и подростков и доказал, что достоинством детского экспериментирования является формирование истинных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Следовательно, задача исследовательской деятельности - расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний.

Бузский М. П. в своей статье о проблемах исследовательского интереса говорит о том, что «сам интерес – это особый «запуск» или начало освоения предметной или проблемной сферы, ее ресурсов на основе творческой активности субъекта, его инновационной деятельности, как начала научной деятельности. Исследовательский интерес означает ориентировку человека не на то, что уже известно, а на обнаружение неизвестного, интерес не только к проблеме, но и к разработке путей ее решения».

Наблюдения показали, что исследовательская деятельность раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности, следовательно, способствует развитию социально-активной личности и является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества и сотворчества ребенка и педагога.

В групповом помещении создан центре творчества, в котором дети имеют возможность пользоваться любыми художественными материалами и оборудованием: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, пластилин, разные виды кистей, палочки и т. д. Доступность материалов и свобода выбора дают возможность каждому желающему исследовать цвет и его свойства, экспериментировать, открывать для себя новое и неизведанное.

Однажды выяснилось, что не все воспитанники моей группы владеют базовыми знаниями о цвете. Как известно, цвет и его сочетания пользуются, пожалуй, приоритетным правом раскрытия детям закона красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Дошкольник воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. В связи с этим чувство красоты цвета и вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Именно поэтому было решено посвятить две недели изучению цветов оптического спектра, составляющих радугу.

Цель проекта была определена как формирование представления о цветовом спектре на основе цветов радуги.

Объем предлагаемого детям материала слегка превышал программный, однако, опираясь на заинтересованность и любознательность своих воспитанников, я решила познакомить их не только с названиями цветов радуги, но и со способами получения дополнительных цветов из основных.

К сотрудничеству были приглашены наши помощники – родители. Получив консультацию об особенностях развития цветовосприятия и цветоразличения детей младшего возраста, родители с энтузиазмом «подключились» к проекту. В их задачи входила подготовка юных исследователей к «цветному» дню, т. е. цветовая гамма одежды детей должна была соответствовать цвету дня. Следующая задача родителей – проявить живой интерес к прожитому ребенком в детском саду дню. А это значит, нужно поинтересоваться, что он узнал, порадоваться вместе с ним и закрепить в игре полученные знания (родители также получили консультацию о подборе игр, способствующих закреплению детьми знаний о цвете). Педагог - наставник, в свою очередь, делился с родителями своими наблюдениями и предоставляли им ежедневный фото- и видео-отчет, иллюстрирующий деятельность детей в течение дня. Каждый день приносил радость открытий детям, родителям и педагогу.

Проект «Мы рисуем радугу» реализовывался во всех видах детской деятельности. Мои воспитанники рисовали на белом листе ватмана радугу: один цветной день – одна дуга радуги. У каждого ребенка «распускался» волшебный радужный цветок - цветик-семицветик, потому что каждый день дети приклеивали по одному цветному лепестку на белый круг. Каждый новый день знакомил детей с литературным произведением о соответствующем дню цвете. Информационное пространство группового помещения было организовано таким образом, чтобы дети «погрузились» в изучение конкретного цвета: сервировка стола салфетками в тон «цветному» дню, игры и пособия, игровое оборудование, материал для экспериментирования, одежда персонала и детей соответствовала цветовой теме дня.

Каждый день, занимаясь исследованиями и творчеством, мы старались дарить себе и всем нашим гостям радостное настроение.

Кроме того, невозможно представить и дня без эксперимента, особенно если под рукой оказывается вода, кисть и гуашь. Так дошкольники узнали, что вода прозрачная, но если в нее добавить каплю краски, то вода станет такого же цвета, например, вода станет красного цвета, если в нее капнуть каплю красной краски, а если капнуть желтую краску, то вода станет желтого цвета.

В «оранжевый», «голубой» и «фиолетовый» дни стало известно, что краски таких цветов не бывает! Однако, чтобы нарисовать дугу радуги, нужна краска. Дети предположили, что надо смешать краски разного цвета, и, экспериментируя, получили желаемый результат.

В «зеленый» день воспитанникам также представилась возможность сравнить оттенки зеленого цвета, т. к. палитра была широко представлена в одежде детей. При случайном смешивании синей и желтой краски в баночке гуаши оказалась краска зеленого цвета. Оказывается, что открытия могут быть неожиданными, однако очень нужными.

Самым необычным и, пожалуй, удивительным для детей стал эксперимент по смешиванию солнечного света, который проходит через пластмассовую прозрачную ложку соответствующего цвета. Если соединить вместе две ложки разного цвета, то получаем третий цвет.

Надо сказать, что заключительный день проекта – «разноцветный», в отличие от предыдущих моноцветных дней, предоставил юным исследователям возможность насладиться всеми цветами радуги: стол сервирован салфетками разного цвета, игры и игровой материал, одежда детей и взрослых, художественный материал - все было представлено в радужной палитре.

Примеры в живой и неживой природе, оформление группового помещения, подготовленные игры и конструктивный материал, соответствующий дню цвет одежды, эксперименты с водой, красками, светом – все создает среду «погружения» в изучение определенного цвета.

Дети получили яркий положительный эмоциональный опыт и, соответственно, эмоционально-окрашенные устойчивые знания о цвете, т. к. проводя собственные исследования, приходя к собственным суждениям и умозаключениям, ребенок, подобно ученому, сам постигает новое.

Проект завершился, поставленная цель достигнута, потому что дети безошибочно называют цвета, образующие радужный спектр. Кроме того, они научились получать дополнительные цвета из основных, могут смешивать краски для получения нужного оттенка без помощи взрослого, познакомились с одним из свойств воды - окрашиванием.

Опираясь на отзывы родителей, можно с уверенностью сказать, что и родители детей напитались радужными положительными эмоциями и снова ждут новый проект, в котором готовы принимать активное участие!

В заключение следует отметить, что развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую возрасту любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигнуть высокого умственного развития.

Список используемых источников:

1. Деркунская В. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 64 с.

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.

3. Бузский М. П. Исследовательский интерес и условия его реализации. –https://gel.csrae.ru/ru/1-r9 - ( дата обращения: 29.04.2018).

4. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 939-942. — URL https://moluch.ru/archive/132/37099/ ( дата обращения: 01.05.2018).

Публикации по теме:

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г. Х. Андерсен Основы экологической культуры закладывается в раннем возрасте,.

Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2–3 лет в процессе художественно-творческой деятельности Актуальность проблемы. Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных.

Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №23" г. Хабаровск Доклад : «Формирование основы патриотизма.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к подвижным играм с правилами Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь.

Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.

Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста» Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря.

Родительская встреча «Основы театральной культуры как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №77 «Полянка» ВОСПИТАТЕЛЬ: Шаныгина Ирина Викторовна Родительская встреча Тема: Основы театральной культуры как средство.

Подвижные игры как средство повышения интереса детей старшего дошкольного возраста к физкультуре Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движение. И воображение ребёнка,.

Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование исследовательского интереса как основы исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 08:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование исследовательского интереса как основы исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ярославцева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД