Юлия Ермакова
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Первые представления детей о неживой природе закладываются в семье и детском саду.
Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы. Экологические представления определяются как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. В содержании экологических представлений отражаются сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов, также в содержании экологических представлений раскрывается аспект природопользования и охраны окружающей среды.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольников является формирование элементарной системы знаний об окружающем, которая предполагает познание определенных закономерностей развития систем.
В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте.
Именно в возрасте 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста. А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Доказано, что в возрасте 5-7 лет у ребенка происходит переход к мышлению в общих представлениях, развивается способность сравнивать предметы по представлению, обобщать их по общим признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому обобщенному мышлению. Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе.
Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Дети узнают, что все картины сезонной жизни природы, повторяющиеся ежегодно, зависят от погоды нашей родины. Узнают, что в смене погоды многое связано с поступлением солнечного тепла или солнечной энергии на землю, физическим показателем которого является температура.
Младших и средних дошкольников необходимо учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды : солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям и животным.
В старшем дошкольном возрасте расширяются представления о временах года, ведется календарь природы, проводятся экскурсии в парк для наблюдения за сезонными изменениями в природе
Старших дошкольников можно учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы.
В старшем дошкольном возрасте ведутся наблюдения за неживой природой. В этом возрасте необходимо закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры, дать представления о движении воздуха.
Для того чтобы знания детей о неживой природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.
Любой ребенок, как мы уже отмечали, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: трогать песок руками, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами. Задача педагога помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.