Екатерина Якушенко
Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста средствами физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста
средствами физического воспитания.
Е. А. Якушенко,
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ «ЦРР-д/с «Светлячок»
Ранний возраст чрезвычайно ответственный период в развитии человека, так как происходит закладка фундамента его личности и здоровья. Малыши нелегко переносят адаптационный период, часто болеют и в связи с этим, приоритетным направлением в работе нами было выбрано сохранение и укрепление здоровья малышей.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста средствами физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим, возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок проводит большое количество времени, и, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы особое внимание стоит уделить профилактике нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г. А. Шорина установлено, что у 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеется плоскостопие.
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Стопа является основой, как фундамент в доме, на котором всё держится. Слабый фундамент — не крепкий дом. Также на стопе располагаются точки, отвечающие за все внутренние органы. Стопа и спина очень тесно связанны друг с другом в том плане, что плоская стопа во всех случаях приводит к искривлению позвоночника и другим серьёзным нарушениям осанки. Примерно с 3-х лет начинает формироваться свод стопы, с этого момента нужно следить за её правильным развитием.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Успешная профилактика плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания : гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Работа по профилактике плоскостопия у детей должна осуществляется систематически. Она включает такие направления, как создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.
Развитие навыков занятий физическими упражнениями в раннем возрасте может стать залогом постоянного стремления человека к здоровому образу жизни. Кроме того, влияние самих физических упражнений на развитие детского организма ничем другим незаменимо и играет наиважнейшую роль. Регулярные упражнения предотвращают и снимают нервно-психическое напряжение, улучшают эмоциональный фон, доставляя радость детям, повышают энергетический потенциал для интеллектуального развития и занятий, требующих повышенного внимания и усидчивости. Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю последующую жизнь. Чтобы привить ребенку потребность в физических упражнениях, надо начинать с раннего детства. Поэтому здесь играет важную роль активная позиция родителей: их пример оказывает огромное влияние на детей, вырабатывая с ранних лет привычку к поддержанию хорошей физической формы.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды способствует укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы. Это ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, разнообразные массажные коврики - оптимальный профилактический и лечебный эффект которых достигается за счет того, что массажные бугорки на поверхности стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. В теплое время на участках можно использовать естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т. п.).
Здоровье - самая большая ценность и мы стараемся заложить крепкий фундамент каждому воспитаннику.
Библиографический список
1. Вавилова Е. Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
2. Волков М. В., Дедова В. Д. Детская ортопедия. - М. : Медицина, 1980. - 312 с
3. Королева С. В. «Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условиях детского сада».-Татарстан, 2008 г.
4. Осокина Т. И. «Пособие для воспитателей». М. 1988 г.
5. Потапчук, А. А. Лечебная физкультура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2007 г. - С. 248-256.
6. Шорин Г. А. «Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях». Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК : Материалы научно-методической конференции // Челябинск: ЧГИФК, 1994 г., с. 85-87.