Павлечко Анастасия
Формирование творческих способностей детей 3–5 лет в процессе постановки хореографического номера
▼ Скачать + Заказать документы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НОМЕРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-5 ЛЕТ
1.1. Основные понятия творческие способности и хореографическая постановка. Особенности и общие каноны постановки танца для детей дошкольного возраста 3-5 лет
Проблемы развития способностей разрабатывалась в работах таких исследователей, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев, Л. А. Венгер и др.
Публикация «Формирование творческих способностей детей 3–5 лет в процессе постановки хореографического номера» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Под способностями, по Б. М. Теплову, понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям.
Способности теснейшим образом сопряжены с развитием других сторон личности, из-за чего успехи и неудачи в воспитании этих сторон постоянно либо положительно, либо отрицательно сказываются на развитии способностей.
Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Проблема творческих способностей разрабатывалась в работах В. И. Андреева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина и др.
По определению С. Л. Рубинштейна, «творчество требует от человека определенного напряжения усилий, настойчивость в достижении цели» [3]. Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, «все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства».
Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.
Итак, творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.
Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Творческое начало рождает живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие быстрое приобретение знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность какой-либо деятельности и создание новых культурных и материальных ценностей.
Л. С. Выготский подчеркивал, что формирование творческих способностей неразрывно связано с воображением. Однако развитие воображения на разных этапах развития ребенка значительно отличается. Так, появление в воображении детей 3-5 лет не ситуативной внутренней позиции позволяет им не просто управлять своим воображением, а создает возможности для управления собой как субъектом воображения. Именно эта особенность обеспечивает детям возникновение коллективного творчества. Кроме того, дети начинают сознательно учиться друг у друга, что не мешает ребенку фантазировать, но и становится необходимым условием развития воображения в этом возрасте.
Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Развернутые танцевальные представления существовали еще в древних государствах: Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме [12]. При этом по мере своего развития и накопления человеческого опыта, оформляются научные представления, раскрывающие терминологию данного вида искусства. Так, около 1700 года появился термин «хореография», который обозначал систему стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Однако в современном хореографическом искусстве при описании процесса хореографических постановок и его канонов наиболее часто употребим термин композиция.
Композиция – это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство формы и содержания и отличающегося специфичностью выразительных средств и особенностей.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что формирование творческих способностей характеризуется новизной и оригинальностью, необычайностью применяемых средств; выполнением самостоятельных действий, требующих логического анализа и догадки, открытия нового способа решения творческой задачи.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности :
способность рисковать;
дивергентное мышление;
гибкость в мышлении и действиях;
скорость мышления;
способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
богатое воображение;
восприятие неоднозначности вещей и явлений;
высокие эстетические ценности;
развитая интуиция.
Постановка танца – один из действенных способов формирования творческих способностей у ребенка. Это невероятно сложный процесс, требующий от постановщика не только опыта, музыкальности и определенных навыков. Чтобы создать по-настоящему яркий и интересный танец, требуется владение даром импровизации, художественное мышление, умение выразить свою идею удивительным языком танца с помощью уникальных творческих способностей.
1.2. Роль хореографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 3-5 лет
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития, а также для формирования его творческих способностей.
В век технологий и малоподвижного образа жизни, танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.
Хореография – это синтетический жанр деятельности, в процессе которого от ребенка требуется известная самостоятельность и активность при воплощении музыкальных образов. Ребенок сам находит способы образного отражения и выражения, что содействует развитию его творческих способностей.
Проявление творческих способностей детей младшего возраста на занятиях хореографией упоминается в исследовании Л. В. Березкиной [3]. Автор выделяет творческие способности, которые выражаются в умениях:
1) трансформировать двигательные модели и ситуации;
2) на основе собственного опыта создавать новые двигательные модели и их лично реализовывать;
3) конструировать образы и находить им двигательное выражение через систему художественных средств.
Возраст 3-5 лет у ребенка - это период проявления пика творческой активности. Они уже много знают и умеют. В их рисунках, рассказах и играх появляются узнаваемые предметы. И хотя они еще по-прежнему следуют за взрослым, все же начинают проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.
Для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) хореография благодаря эмоциональности и непосредственному характеру, создает уникальные возможности для самореализации ребенка, пробуждения творческой фантазии и способностей, эмоционального раскрепощения и импровизации. В развитии творческих способностей детей важно единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики в хореографии, что способствует развитию абстрактного мышления.
Влияние хореографических занятий на развитие творческих способностей ребенка очень велико и объясняется спецификой искусства как формы отражения действительности. Искусство соединяет в себе свойства научно-теоретического мышления и образного видения мира. Хореографические образы обладают специфическими особенностями, присущими абстрактному мышлению и одновременно выступают в конкретно-чувственной форме предметов и явлений. Хореографический образ рождает в сознании ребенка ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает индивидуальный смысл [11].
Творческие способности детей младшего возраста в танцевальной деятельности проявляются в особой выразительности движений, нестандартности, оригинальности пластических средств выражения, в увлеченности ребенка самим процессом отражения музыки в движении. Важным показателем сформированности творческих навыков детей в области танцевальной деятельности является самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, адекватно передающих характер, выразительные средства музыки и особенности развития музыкального образа.
Также, важно отметить и то, что танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотно манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.