Папки-передвижки

Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании

Александра Соболевская
Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании

Современная ситуация в мире – экстремизм, терроризм, агрессивность и множество конфликтов затрагивают жизнь каждого из нас. Это не может не сказываться на наших мыслях, убеждениях, установках и на нашем настрое на жизнь. Каждый из нас является частицей целого и во время взаимодействия с окружающими неизбежно возникают конфликтные ситуации. Важно уметь обходить их или сглаживать. Для этого необходимо учитывать, что каждый человек имеет право на мнение, на реализацию себя в этом мире, на уважение со стороны окружающих. На сегодняшний день очень важно в сознании общественности формировать понятие толерантности как основополагающей силы социального устройства.

Публикация «Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании» размещена в разделах

Знают ли современные дети, что такое толерантность? И зачем им необходимо это знание?

Одной из целей современного образования и воспитания является выработка у подрастающего поколения определенного отношения к тем или иным объектам и событиям окружающего [1]. Отношение содержит в себе оценку, поэтому отношение – это способность исходить от себя, из своих оценок, с опорой на предыдущий опыт. Оценка является субъективной, поэтому может быть правильной и неправильной.

Фактором оценки является принадлежность. Она порождает права и обязанности, формирует отношения, порождает ожидания и предубеждения. Принадлежность играет важную роль в сфере взаимоотношений индивидов а, следовательно, и в общественных событиях. Реальная значимость принадлежности требует от нас индивидуального отношения к окружающим. Недопустимым является отрицательное отношение. Именно такое отношение порождает агрессивные, интолерантные действия к человеку. Доминирующая позиция отказа от агрессии есть толерантность.

Термин «толерантность» широко используется в биологии, медицине и ряде других естественных наук, обозначая «отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятных факторв результате снижения чувствительности к его воздействию» [2]. В контексте данного исследования целесообразно рассматривать данный термин с позиций психологической науки.

Таким образом, в психологии толерантность – это свойство личности проявлять терпимость по отношению к окружающим явлениям и людям, не теряя своей индивидуальности.

Очевидной особенностью современного человеческого мира является разнообразие всех сторон его существования – социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий. Проблема толерантности вызревает в определенном опыте людей и только под воздействием реальной заинтересованности [3].

В исследованиях А. Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В. А. Лекторского, А. П. Садохина, Г. В. Безюлевой, А. А. Глебова, М. Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [10] :

- когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;

- эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К. Роджерсу);

- действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [10].

В научный оборот понятие «толерантность» было введено Г. Олпортом. Согласно представлениям Г. Олпорта, предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется в раннем детстве : «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой […] В прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается «угрожающая обстановка». Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза […]» [17].

Доказано, что толерантность формируется в младшем школьном возрасте, хотя предпосылки ее формирования закладываются в дошкольном возрасте. В психолого-педагогических исследованиях Л. С Выготского, А. А Люблинской, В. А Запорожца, А. Н Леонтьева, С. Л Рубинштейна подчеркивается мысль, что младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, других социальных групп, формирования толерантности.

Особое значение уделяют общению, его влиянию на выстраивание отношений в коллективе, где могут обучаться школьники разных национальностей, разного состояния здоровья и разных возможностей к обучению. Эмоциональная составляющая общения дает возможность влиять на формирование толерантности у ребенка посредством положительных эмоций. Учитывая, что ребенок подвержен влиянию эмоций значимого для него взрослого, можно выстроить политику формирования толерантных отношений посредством общения с родителями и учителем.

В данной статье вопрос формирования толерантных отношений стоит особо остро, так как он рассматривается в контексте инклюзивного образования, которое пересматривает всю систему образования, а также ставит задачей формирование единого образовательного пространства.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [26].

Сравнительно недавно Россия поменяла медицинскую модель инвалидности на психосоциальную, при которой дети с ОВЗ имеют право на полную реализацию себя в обществе. Но социальная ситуация в нашей стране не позволяет в полной мере реализовать программу инклюзивного образования, нужны некоторые меры поддержки лиц с ОВЗ, в том числе, детей младшего школьного возраста. Поддержка должна быть материальной и психологической, которую могут и должны оказывать окружающие люди.

К лицам с особыми образовательными потребностями можно отнести детей, психологические, физические и умственные недостатки которых негативно влияют на возможность обучения в массовой школе с детьми с условной нормой развития. К таким детям относят и детей с таким видом нарушений опорно-двигательного аппарата, как детский церебральный паралич.

Нарушения опорно-двигательного аппарата к сожалению, все чаще встречающаяся патология в развитии ребенка. В Российской Федерации в настоящее время число официально признанных инвалидами превышает 11 млн. человек. [29]. По данным Н. М Назаровой, 5 – 7 % детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата [30]. Основной задачей для педагогики и психологии является социальная адаптация и интеграция детей в общество. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был эффективным, необходимо знать клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Детский церебральный паралич может осложняться сенсорными нарушениями, нарушениями интеллекта, речи, психики ребенка. Степень выраженности зависит от тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата и сопутствующих заболеваний. При особо тяжелых случаях дети не могут освоить навык ходьбы и манипулятивной деятельности, не могут самостоятельно себя обслуживать. При средней степени тяжести ребенок сможет овладеть навыками ходьбы с помощью специальных приспособлений, однако навыки самообслуживания у них развиты плохо из-за недостаточности развития мелкой моторики. При более легкой степени нарушения опорно-двигательного аппарата ребенок в состоянии самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом и обслуживать себя. Однако могут наблюдаться нарушения координации позы, недостаточность мелкой моторики, непроизвольные движения.

Все эти факторы оказывают негативное влияние на возможность обучения ребенка в массовой школе. Поэтому вопрос о формировании толерантности к детям с ОВЗ, как об одной из категорий нравственности, стоит остро и должен решаться до того момента, как ребенок с ОВЗ поступит в общеобразовательное учреждение.

Таким образом, проблема формирования толерантных отношений является актуальной в нашем обществе.

Как указывалось выше, ученые выделяют несколько критериев толерантности : когнитивный, эмоциональный и практически-действенный. Данные критерии дают возможность для исследования и формирования толерантных отношений к детям с ОВЗ. Для эффективности и целесообразности исследования были проведены ряд методик на первичное выявление уровня толерантных отношений к детям с ОВЗ на основе критериев толерантности.

Исследовались все три уровня сформированности толерантных отношений к детям с ОВЗ : когнитивный, эмоциональный, а также поведенческий.

Когнитивный компонент характеризовал уровень информированности младших школьников об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях, о возможностях взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности, об организации обучения детей с ОВЗ, а также о возможности совместного обучения. Показателями уровня сформированности этого компонента является балльная система оценки.

Эмоциональный компонент отражал наличие интереса к знаниям о детях с ОВЗ, особенностях их деятельности, общения. Так же оценивалось стремление эмпанировать детям с ОВЗ, возможность и желание помогать им, сопереживать, поддерживать. Изучалось отношение к детям с ОВЗ учителей с позиций школьников с условной нормой развития.

Деятельностный компонент отражал уровень реального проявления толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости к детям-инвалидам, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Для каждого показателя были выделены уровни: высокий, средний и низкий, и критерии их определения.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что когнитивный компонент сформирован у учащихся на среднем уровне. Дети с условной нормой развития сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Однако большинство детей с условной нормой развития (73%) считают, что дети с ОВЗ не могут заниматься спортом, музыкой и другими видами искусства, не видят возможностей совместной деятельности с ними. Однако небольшая часть детей (11%) знают о том, что с детьми с ОВЗ можно заниматься совместной деятельностью и вместе обучаться и склонна полагать, что школа располагает возможностями и ресурсами для внедрения инклюзивного образования. Небольшая группа учащихся с условной нормой развития (16%) имеют низкий уровень представлений о детях с ОВЗ и о способах взаимодействия с ними.

В ходе выявления сформированности эмоционального компонента было выявлено, что большинство учащихся с условной нормой развития (80,7%) испытывают жалость к детям с ОВЗ, 19% из них – безразличие. Желание помогать детям с ОВЗ проявляют 88% детей, 77% из них радуются, когда помогают. 85% учащихся считают, что не могут незаслуженно обидеть ребенка с ОВЗ, однако общаться с детьми с ОВЗ хотят лишь 54% детей. Большое количество детей радуются, когда детям с ОВЗ активно помогает учитель (73%). Небольшая часть учащихся с условной нормой развития (46%) считают детей с ОВЗ общительными. Подавляющее количество учащихся (85%) считают детей с особыми образовательными потребностями неагрессивными. Отношение учителя к детям с ОВЗ с точки зрения детей с условной нормой развития, в целом, хорошее, так считают 88% детей. Таким образом, в ходе исследования эмоционального отношения к детям с ОВЗ учащихся с условной нормой развития был выявлен средний уровень – дети, в большинстве случаев (75%) испытывают жалось, не хотят общаться с детьми с ОВЗ, у некоторых из них проявляется нейтральное отношение к детям с ОВЗ, а иногда даже и безразличное.

В ходе исследования поведенческого компонента по отношению к детям младшего школьного возраста с ОВЗ был также выявлен средний уровень. На деле дети с условной нормой развития, в основном (58%, проявляют нейтральное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, стараются обходить их стороной и не ввязываться в разговоры с ними. Однако у 15% учащихся есть истинное желание общаться, учиться вместе с детьми с ОВЗ. Но все же у 27% детей часто проявляется явно безразличное отношение к детям с ОВЗ, некоторые из них прямо указывают на то, что считаю детей с ОВЗ такими же членами общества как и детей с условной нормой развития и не считают нужным им помогать или оказывать определенную психологическую поддержку.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности компонентов толерантности младших школьников

№п/п Компоненты толерантности Уровни сформированности компонентов толерантности у младших школьников

высокий средний низкий

1 Когнитивный 11% 73% 16%

2 Эмоциональный 14% 75% 11%

3 Деятельностный 15% 58% 27%

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования сформированности толерантных отношений к детям с особыми образовательными потребностями, дают понять, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним.

Работа по формированию толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании строится на основе формирования трех составляющих : когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Мы предполагаем, что качественное формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ будет строиться на основе всестороннего развития компонентов толерантности и систематичности их развития. Когнитивный компонент предполагает знания о детях с ОВЗ, его необходимо формировать на всем протяжении коррекционной работы. Формирование эмоционального компонента возможно при условии использования в данной программе средств художественной литературы, живописи и других культурных ценностей. Поведенческий компонент необходимо формировать с помощью реального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Воспитание толерантности можно успешно формировать в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности.

Нами была разработана программа по формированию толерантного отношения к детям с особыми возможностями здоровья.

Задачи обучающего этапа:

1. Развитие знаний и представлений о детях с особыми возможностями здоровья;

2. Развитие чувства уважать собственное достоинство и достоинство других людей;

3. Осознание многообразия проявлений личности каждого учащегося в групповом взаимодействии;

4. Обучение конструктивным способам общения и умению выхода из конфликтных ситуаций, умению выражать свои эмоции по поводу межличностных отношений;

5. Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.

Подчеркнем необходимость работы не только с детьми младшего школьного возраста, но и с их родителями, а также с учителями в начальной школе.

Методы:

1. Методы прямого воздействия, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) :

- метод беседы ( материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.);

- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом-психологом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

Для формирования толерантности необходима работа, которая будет проводиться поэтапно, в соответствии с учебным планом (планированием классных часов в школе и кружковой работы).

В качестве обучающего материала используются картинки по тематике занятия, копии репродукций картин известных художников, музыкальные композиции по теме занятий, работы самих детей.

Работа проводится поэтапно в течение учебного года. Первый этап - подготовительный, в нем основной упор ведется на когнитивный компонент - знания о детях с ОВЗ, на формирование представления об уважении, понимании, принятии окружающих. Второй этап – основной, ведется активная работа по формированию положительных эмоций по отношению ко всем детям, а особенно к детям с ОВЗ, на умение общаться с ними, избегать конфликтов в процессе совместной деятельности. Третий этап – заключительный, основной целью которого является закрепление полученных знаний о детях с ОВЗ и о грамотной организации совместной деятельности с ними, о принятии их и взаимопомощи.

Формирование толерантности к детям с ОВЗ зависит от следующих факторов: от воспитания, от социально-педагогических условий, от продолжительности и систематичности проведения занятий.

Мы предполагаем, что качественное формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ будет строиться на основе всестороннего развития компонентов толерантности и систематичности их развития. Когнитивный компонент предполагает знания о детях с ОВЗ, его необходимо формировать на всем протяжении коррекционной работы. Формирование эмоционального компонента возможно при условии использования в данной программе средств художественной литературы, живописи и других культурных ценностей. Поведенческий компонент необходимо формировать с помощью реального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Воспитание толерантности можно успешно формировать в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности. Важно учитывать, что работа по формированию толерантных отношений к детям с ОВЗ должна проводиться как с детьми младшего школьного возраста, так с их родителями. Особое внимание стоит уделить тому, что именно в младшем школьном возрасте и в процессе реального взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями качественно формируются все три компонента толерантности.

Ссылки на источники

1. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240с.

2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др. ; Под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Русские словари, 1994 – Т. 4.- М. ,1994. С. 685.

3. Соколов Э. В. Культура и личность/ Э. В. Соколов. - Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1972. - 228 с.

4. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). – Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.

5. Можейкина Л. Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2006.

6. Фрейд Анна. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 400 с. (Серия «Психологическая коллекция»)

7. Журнал «Инклюзивное образование в России» Юнисеф Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ, 2011 г. Дизайн и верстка: Дмитрий Горнов (BBDO, Владимир Павликов (BBDO); Отпечатано в типографии ООО «БЭСТ-принт»107023, Москва,ул. Электрозаводская, д. 21

8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М. : Просвещение, 1995.

9. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ.

С 718 высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3 : Пе-

дагогические системы специального образования / Н. М. На-

зарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М. : Издатель-

ский центр «Академия», 2008. — 400 с.

Публикации по теме:

«Алёнка». Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста«Алёнка». Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Мы с Алёнкой знакомы не одну тысячу лет. Она ходит в детский сад, в подготовительную группу, а я учусь в первом классе. Сразу после школы.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Фрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возрастаФрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Занимательные загадки для всех (детям дошкольного и младшего школьного возраста) ХИТРЫЕ ЗАГАДКИ1. Нету братика - исчез, в макаронину залез Вам я правду говорю - с детства лжи я не терплю. Брат на шалости мастак, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 06:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Александра Соболевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД