Александра Соболевская
Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
Современная ситуация в мире – экстремизм, терроризм, агрессивность и множество конфликтов затрагивают жизнь каждого из нас. Это не может не сказываться на наших мыслях, убеждениях, установках и на нашем настрое на жизнь. Каждый из нас является частицей целого и во время взаимодействия с окружающими неизбежно возникают конфликтные ситуации. Важно уметь обходить их или сглаживать. Для этого необходимо учитывать, что каждый человек имеет право на мнение, на реализацию себя в этом мире, на уважение со стороны окружающих. На сегодняшний день очень важно в сознании общественности формировать понятие толерантности как основополагающей силы социального устройства.
Публикация «Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Знают ли современные дети, что такое толерантность? И зачем им необходимо это знание?
Одной из целей современного образования и воспитания является выработка у подрастающего поколения определенного отношения к тем или иным объектам и событиям окружающего [1]. Отношение содержит в себе оценку, поэтому отношение – это способность исходить от себя, из своих оценок, с опорой на предыдущий опыт. Оценка является субъективной, поэтому может быть правильной и неправильной.
Фактором оценки является принадлежность. Она порождает права и обязанности, формирует отношения, порождает ожидания и предубеждения. Принадлежность играет важную роль в сфере взаимоотношений индивидов а, следовательно, и в общественных событиях. Реальная значимость принадлежности требует от нас индивидуального отношения к окружающим. Недопустимым является отрицательное отношение. Именно такое отношение порождает агрессивные, интолерантные действия к человеку. Доминирующая позиция отказа от агрессии есть толерантность.
Термин «толерантность» широко используется в биологии, медицине и ряде других естественных наук, обозначая «отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятных факторв результате снижения чувствительности к его воздействию» [2]. В контексте данного исследования целесообразно рассматривать данный термин с позиций психологической науки.
Таким образом, в психологии толерантность – это свойство личности проявлять терпимость по отношению к окружающим явлениям и людям, не теряя своей индивидуальности.
Очевидной особенностью современного человеческого мира является разнообразие всех сторон его существования – социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий. Проблема толерантности вызревает в определенном опыте людей и только под воздействием реальной заинтересованности [3].
В исследованиях А. Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В. А. Лекторского, А. П. Садохина, Г. В. Безюлевой, А. А. Глебова, М. Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [10] :
- когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;
- эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К. Роджерсу);
- действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [10].
В научный оборот понятие «толерантность» было введено Г. Олпортом. Согласно представлениям Г. Олпорта, предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется в раннем детстве : «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой […] В прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается «угрожающая обстановка». Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза […]» [17].
Доказано, что толерантность формируется в младшем школьном возрасте, хотя предпосылки ее формирования закладываются в дошкольном возрасте. В психолого-педагогических исследованиях Л. С Выготского, А. А Люблинской, В. А Запорожца, А. Н Леонтьева, С. Л Рубинштейна подчеркивается мысль, что младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, других социальных групп, формирования толерантности.
Особое значение уделяют общению, его влиянию на выстраивание отношений в коллективе, где могут обучаться школьники разных национальностей, разного состояния здоровья и разных возможностей к обучению. Эмоциональная составляющая общения дает возможность влиять на формирование толерантности у ребенка посредством положительных эмоций. Учитывая, что ребенок подвержен влиянию эмоций значимого для него взрослого, можно выстроить политику формирования толерантных отношений посредством общения с родителями и учителем.
В данной статье вопрос формирования толерантных отношений стоит особо остро, так как он рассматривается в контексте инклюзивного образования, которое пересматривает всю систему образования, а также ставит задачей формирование единого образовательного пространства.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [26].
Сравнительно недавно Россия поменяла медицинскую модель инвалидности на психосоциальную, при которой дети с ОВЗ имеют право на полную реализацию себя в обществе. Но социальная ситуация в нашей стране не позволяет в полной мере реализовать программу инклюзивного образования, нужны некоторые меры поддержки лиц с ОВЗ, в том числе, детей младшего школьного возраста. Поддержка должна быть материальной и психологической, которую могут и должны оказывать окружающие люди.
К лицам с особыми образовательными потребностями можно отнести детей, психологические, физические и умственные недостатки которых негативно влияют на возможность обучения в массовой школе с детьми с условной нормой развития. К таким детям относят и детей с таким видом нарушений опорно-двигательного аппарата, как детский церебральный паралич.
Нарушения опорно-двигательного аппарата к сожалению, все чаще встречающаяся патология в развитии ребенка. В Российской Федерации в настоящее время число официально признанных инвалидами превышает 11 млн. человек. [29]. По данным Н. М Назаровой, 5 – 7 % детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата [30]. Основной задачей для педагогики и психологии является социальная адаптация и интеграция детей в общество. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был эффективным, необходимо знать клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Детский церебральный паралич может осложняться сенсорными нарушениями, нарушениями интеллекта, речи, психики ребенка. Степень выраженности зависит от тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата и сопутствующих заболеваний. При особо тяжелых случаях дети не могут освоить навык ходьбы и манипулятивной деятельности, не могут самостоятельно себя обслуживать. При средней степени тяжести ребенок сможет овладеть навыками ходьбы с помощью специальных приспособлений, однако навыки самообслуживания у них развиты плохо из-за недостаточности развития мелкой моторики. При более легкой степени нарушения опорно-двигательного аппарата ребенок в состоянии самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом и обслуживать себя. Однако могут наблюдаться нарушения координации позы, недостаточность мелкой моторики, непроизвольные движения.
Все эти факторы оказывают негативное влияние на возможность обучения ребенка в массовой школе. Поэтому вопрос о формировании толерантности к детям с ОВЗ, как об одной из категорий нравственности, стоит остро и должен решаться до того момента, как ребенок с ОВЗ поступит в общеобразовательное учреждение.
Таким образом, проблема формирования толерантных отношений является актуальной в нашем обществе.
Как указывалось выше, ученые выделяют несколько критериев толерантности : когнитивный, эмоциональный и практически-действенный. Данные критерии дают возможность для исследования и формирования толерантных отношений к детям с ОВЗ. Для эффективности и целесообразности исследования были проведены ряд методик на первичное выявление уровня толерантных отношений к детям с ОВЗ на основе критериев толерантности.
Исследовались все три уровня сформированности толерантных отношений к детям с ОВЗ : когнитивный, эмоциональный, а также поведенческий.
Когнитивный компонент характеризовал уровень информированности младших школьников об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях, о возможностях взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности, об организации обучения детей с ОВЗ, а также о возможности совместного обучения. Показателями уровня сформированности этого компонента является балльная система оценки.
Эмоциональный компонент отражал наличие интереса к знаниям о детях с ОВЗ, особенностях их деятельности, общения. Так же оценивалось стремление эмпанировать детям с ОВЗ, возможность и желание помогать им, сопереживать, поддерживать. Изучалось отношение к детям с ОВЗ учителей с позиций школьников с условной нормой развития.
Деятельностный компонент отражал уровень реального проявления толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости к детям-инвалидам, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Для каждого показателя были выделены уровни: высокий, средний и низкий, и критерии их определения.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что когнитивный компонент сформирован у учащихся на среднем уровне. Дети с условной нормой развития сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Однако большинство детей с условной нормой развития (73%) считают, что дети с ОВЗ не могут заниматься спортом, музыкой и другими видами искусства, не видят возможностей совместной деятельности с ними. Однако небольшая часть детей (11%) знают о том, что с детьми с ОВЗ можно заниматься совместной деятельностью и вместе обучаться и склонна полагать, что школа располагает возможностями и ресурсами для внедрения инклюзивного образования. Небольшая группа учащихся с условной нормой развития (16%) имеют низкий уровень представлений о детях с ОВЗ и о способах взаимодействия с ними.
В ходе выявления сформированности эмоционального компонента было выявлено, что большинство учащихся с условной нормой развития (80,7%) испытывают жалость к детям с ОВЗ, 19% из них – безразличие. Желание помогать детям с ОВЗ проявляют 88% детей, 77% из них радуются, когда помогают. 85% учащихся считают, что не могут незаслуженно обидеть ребенка с ОВЗ, однако общаться с детьми с ОВЗ хотят лишь 54% детей. Большое количество детей радуются, когда детям с ОВЗ активно помогает учитель (73%). Небольшая часть учащихся с условной нормой развития (46%) считают детей с ОВЗ общительными. Подавляющее количество учащихся (85%) считают детей с особыми образовательными потребностями неагрессивными. Отношение учителя к детям с ОВЗ с точки зрения детей с условной нормой развития, в целом, хорошее, так считают 88% детей. Таким образом, в ходе исследования эмоционального отношения к детям с ОВЗ учащихся с условной нормой развития был выявлен средний уровень – дети, в большинстве случаев (75%) испытывают жалось, не хотят общаться с детьми с ОВЗ, у некоторых из них проявляется нейтральное отношение к детям с ОВЗ, а иногда даже и безразличное.
В ходе исследования поведенческого компонента по отношению к детям младшего школьного возраста с ОВЗ был также выявлен средний уровень. На деле дети с условной нормой развития, в основном (58%, проявляют нейтральное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, стараются обходить их стороной и не ввязываться в разговоры с ними. Однако у 15% учащихся есть истинное желание общаться, учиться вместе с детьми с ОВЗ. Но все же у 27% детей часто проявляется явно безразличное отношение к детям с ОВЗ, некоторые из них прямо указывают на то, что считаю детей с ОВЗ такими же членами общества как и детей с условной нормой развития и не считают нужным им помогать или оказывать определенную психологическую поддержку.
Данные исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности компонентов толерантности младших школьников
№п/п Компоненты толерантности Уровни сформированности компонентов толерантности у младших школьников
высокий средний низкий
1 Когнитивный 11% 73% 16%
2 Эмоциональный 14% 75% 11%
3 Деятельностный 15% 58% 27%
Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования сформированности толерантных отношений к детям с особыми образовательными потребностями, дают понять, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним.
Работа по формированию толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании строится на основе формирования трех составляющих : когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Мы предполагаем, что качественное формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ будет строиться на основе всестороннего развития компонентов толерантности и систематичности их развития. Когнитивный компонент предполагает знания о детях с ОВЗ, его необходимо формировать на всем протяжении коррекционной работы. Формирование эмоционального компонента возможно при условии использования в данной программе средств художественной литературы, живописи и других культурных ценностей. Поведенческий компонент необходимо формировать с помощью реального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Воспитание толерантности можно успешно формировать в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности.
Нами была разработана программа по формированию толерантного отношения к детям с особыми возможностями здоровья.
Задачи обучающего этапа:
1. Развитие знаний и представлений о детях с особыми возможностями здоровья;
2. Развитие чувства уважать собственное достоинство и достоинство других людей;
3. Осознание многообразия проявлений личности каждого учащегося в групповом взаимодействии;
4. Обучение конструктивным способам общения и умению выхода из конфликтных ситуаций, умению выражать свои эмоции по поводу межличностных отношений;
5. Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.
Подчеркнем необходимость работы не только с детьми младшего школьного возраста, но и с их родителями, а также с учителями в начальной школе.
Методы:
1. Методы прямого воздействия, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) :
- метод беседы ( материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.);
- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом-психологом с последующим обсуждением;
- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.
Для формирования толерантности необходима работа, которая будет проводиться поэтапно, в соответствии с учебным планом (планированием классных часов в школе и кружковой работы).
В качестве обучающего материала используются картинки по тематике занятия, копии репродукций картин известных художников, музыкальные композиции по теме занятий, работы самих детей.
Работа проводится поэтапно в течение учебного года. Первый этап - подготовительный, в нем основной упор ведется на когнитивный компонент - знания о детях с ОВЗ, на формирование представления об уважении, понимании, принятии окружающих. Второй этап – основной, ведется активная работа по формированию положительных эмоций по отношению ко всем детям, а особенно к детям с ОВЗ, на умение общаться с ними, избегать конфликтов в процессе совместной деятельности. Третий этап – заключительный, основной целью которого является закрепление полученных знаний о детях с ОВЗ и о грамотной организации совместной деятельности с ними, о принятии их и взаимопомощи.
Формирование толерантности к детям с ОВЗ зависит от следующих факторов: от воспитания, от социально-педагогических условий, от продолжительности и систематичности проведения занятий.
Мы предполагаем, что качественное формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ будет строиться на основе всестороннего развития компонентов толерантности и систематичности их развития. Когнитивный компонент предполагает знания о детях с ОВЗ, его необходимо формировать на всем протяжении коррекционной работы. Формирование эмоционального компонента возможно при условии использования в данной программе средств художественной литературы, живописи и других культурных ценностей. Поведенческий компонент необходимо формировать с помощью реального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Воспитание толерантности можно успешно формировать в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности. Важно учитывать, что работа по формированию толерантных отношений к детям с ОВЗ должна проводиться как с детьми младшего школьного возраста, так с их родителями. Особое внимание стоит уделить тому, что именно в младшем школьном возрасте и в процессе реального взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями качественно формируются все три компонента толерантности.
Ссылки на источники
1. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240с.
2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др. ; Под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Русские словари, 1994 – Т. 4.- М. ,1994. С. 685.
3. Соколов Э. В. Культура и личность/ Э. В. Соколов. - Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1972. - 228 с.
4. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). – Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.
5. Можейкина Л. Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2006.
6. Фрейд Анна. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 400 с. (Серия «Психологическая коллекция»)
7. Журнал «Инклюзивное образование в России» Юнисеф Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ, 2011 г. Дизайн и верстка: Дмитрий Горнов (BBDO, Владимир Павликов (BBDO); Отпечатано в типографии ООО «БЭСТ-принт»107023, Москва,ул. Электрозаводская, д. 21
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М. : Просвещение, 1995.
9. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ.
С 718 высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3 : Пе-
дагогические системы специального образования / Н. М. На-
зарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М. : Издатель-
ский центр «Академия», 2008. — 400 с.