Марина Лёвкина
Формирование толерантности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
М. Г. Лёвкина
Формирование толерантности у старших дошкольников
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования толерантности старших дошкольников в детском саду, посредством сюжетно – ролевой игры, внимание уделяется педагогическим условиям воспитания толерантной личности в детском возрасте.
Публикация «Формирование толерантности у старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: толерантность, сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста, современная дошкольная образовательная организация, феномен, инновационное образовательное пространство.
В настоящее время актуализируется проблема формирования толерантности и толерантного поведения в различных социальных институтах информационного общества, важное место среди которого занимает и институт образования.
Развитие и формирование толерантного мироотношения не только взрослых, но и детей дошкольного возраста играет концептуально важную роль, так как именно инвестиции в дошкольное детство в разы эффективнее и результативнее, чем вклад подобных усилий в школьные и вузовские годы обучения и воспитания личности.
Данная проблема интересовала таких известных учё ных как: А. К. Бондаренко, Е. М. Гастпарова, И. Р. Журовскую, А. В. Знобея, Ю. В. Сапарай, Ю. Б. Ступаченко, А. А. Полянычко, С. В. Полякову, И. О. Ионову, Н. А. Чехонадских, Т. С. Комарову и многих других.
Дошкольное детство является коротким, но очень важным периодом становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определённые отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В этой связи, формирование толерантности должно начинаться в дошкольном возрасте, поскольку сензитивный период формировании отношений человека к миру, к людям и себе закладывается именно в данном возрастном этапе становления личности.
Толерантность как феномен в историко-педагогической ретроспективе считалась человеческой и гуманной добродетелью, под которой подразумевается терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Отметим, что нетерпимость в истории человечества присутствовала всегда в различных проявлениях. Данный феномен является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний и проч.
В современном мире, по данным многочисленных социально-психологических исследований, проявление различных форм нетерпимости приобрело, устрашающие масштабы и угрожает человеческой цивилизации. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему – это всего лишь некоторые конкретные примеры выражения нетерпимости, ежедневно имеющие место быть в жизни части людей. Эти и множество других фактов не оставляют сомнений в необходимости формирования толерантности уже с дошкольного возраста.
На основании масштабного библиометрического анализа, проведённого авторами данной статьи, мы пришли к выводу, что развитие и формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации возможно, в том числе, и посредством сюжетно-ролевой игры.
Итак, игра – это главное занятие детей дошкольного возраста, в рамках которой развиваются духовные и физические силы: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Иными словами, игра является одним из видов детской деятельности, культивируемой взрослыми в целях воспитания детей, приобщения их к человеческим родовым способам действий с предметами, способам и средствам общения. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психики, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Воспитательные возможности игр огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, а умело, поставленные вопросы воспитателем побуждают думать, анализировать и делать выводы и обобщения. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. Это основной вид игры детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра является школой воспитания чувств дошкольников. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Ведь игра – это отражение жизни.
Дети сами выбирают игру, сами организуют её, но в, то, же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому сюжетно – ролевая игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Сюжетно-ролевая игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развития детей. В процессе игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, развиваются его познавательные способности, формируются интерес и готовность к толерантному отношению друг другу.
Только в игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, где справедливо оценивает свои действия и поступки, как собственные, так и товарищей. Основная задача воспитателя должна состоять в том, чтобы сосредоточить внимание детей на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, создавать между ними отношения, основанные на дружбе, справедливости и уважения.
С. Т. Шацкий писал, что «… непринуждённая детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей: ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или иной сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».
Главное отличие сюжетно-ролевой игры в том, что дети создают её самостоятельно и их деятельность, помимо копирования поведения взрослых, носит как творческий, так и самодеятельный характер. Такие игры носят кратковременный либо же долгосрочный характер. Как известно в процессе сюжетно-ролевой игры роли и непосредственно сама игровая деятельность являются средствами изображения. Такие игры носят наследственный характер и достаточно близки к реальности.
Главной задачей воспитателя является руководство данным видом игры таким образом, чтобы не нарушить творческий и самодеятельный характер игры, при этом направляя ход игры в необходимое ему русло. Как известно, в играх-драматизациях вся деятельность строго регламентирована рамками сценария. При помощи такого вида игр дети могут усвоить содержание произведения, причинно-следственные связи, логику действий, но данные игры не способствуют развитию творческого потенциала у детей.
Нравственные качества, которые способствуют развитию толерантности, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая бы побуждала к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является в наличии в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые примеряют дети в ходе игры. Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, роль выражается в действиях, речи, мимике. Сюжет игры – это связанная последовательность игровых ситуаций. Сюжетно – ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанная с ней по замыслу.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку успешно переваривать любые события, которые сильно потрясли его – радостные, печальные, грустные и обидные. В игре ребенок может много раз переживать новогодний праздник или посещения театра – до тех пор, пока эмоционально не насытиться этим опытом. Игра позволяет так же переиграть те события, которые закончились неудачей, помочь смириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающие радостное или тревожное волнение.
В игре ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Анализируя теоретический феномен и практическую педагогическую деятельность авторов статьи в дошкольных образовательных организациях можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является не только основным видом деятельности детей, а также универсальным средством обучения детей социальным нормам и правилам.
Таким образом, мы предприняли попытку доказать позитивное влияние сюжетно-ролевой игры на формирование толерантности и толерантного поведения среди воспитанников дошкольной образовательной организации. Соответственно можно сделать вывод, что средствами сюжетно-ролевой игры можно формировать толерантное поведение у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Бойченко Н. А. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. Издательство «Радяньска школа» Киев,1982
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. // Практическое пособие -.М. Айрис – пресс,2010
3. Воронкова Л. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. - М. : Педагогическое общество России, 2007.
4. Менджерицкая. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада. / Под ред. Т. А. Марковой. — М., 2010.
5. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. - М. : Речь, Сфера, 2010.
6. Шитова Т. П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №
Литвинова, Светлана Николаевна. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх: дис.. канд. пед. наук : 13.00.07. - Москва : РГБ, 2002
Третьяков А. Л. Научная школа профессора Т. С. Комаровой: вклад в педагогическую теорию и образовательную практику // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 2. С. 281-289.
Сведения об авторах:
Лёвкина Марина Геннадьевна
воспитатель МБДОУ №7 Детский сад «Солнышко»
E-mail : ooo_akme@mail.ru