Светлана Адмакина
Формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения, развитие зрительной наблюдательности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:закреплять умение изображать по памяти и представлению; формировать художественно-графические умения; знакомить с произведениями живописи и народного творчества;
Развивающие : научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание; развивать мышление.
Публикация «Формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения, развитие зрительной наблюдательности» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; вызывать интерес к различным видам искусства.
Ход урока.
1. Организационный момент
– Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
- Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором.
1. Он из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)
2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
3. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)
4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)
5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)
Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.
Какой красивая картина у нас получилась. Теперь можно подобрать название для неё. Как бы вы её назвали?
Зимушка — зима.
Что указывает именно на зимнее время года?
Хочу обратить ваше внимание на сосульки. Скажите могут быть зимой сосульки? (повторяем ТБ).
Итак, вы уже на один шажок приблизились к разгадке темы урока. Ваши рисунки будут связаны с зимним временем года.
3. Вводная беседа в виде заочной экскурсии
– Ребята, а вы любите зиму? Почему?
– Красота русской природы в зимнее время года нашла своё отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов. Илья прочтет свое стихотворение
Снежинки С. Баруздин
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как буд-то звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
– А где можно увидеть произведения изобразительного искусства?
- Можно увидеть на выставке.
– Ребята, а вы хотели бы побывать на выставке?
– Давайте совершим с вами заочную экскурсию. Представим, что ваши парты превратились в сани, и так построились в ряды и поехали!
– Называется наша выставка:
Зимняя сказка
Итак, мы в зале живописи.
- Живопись – это изображение на плоскости посредством красок. Живопись один из основных видов изобразительного искусства.
– Здесь представлены картины Уколова Владимира Алексеевича.
Прелесть утренней зимы!
Дни стоят невыразимы,
Снегу, хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам.
Снег и снег, и ель в снегу -
В белых пачках - балериной,
Снег зажегся на лугу ювелирною витриной.
Иней мечет жемчуга,
Ветка вверх взметнется тенью,
И осыплются снега
Театральным представленьем.
Можно подобрать слайды с картинами другого художника. Во время просмотра слайдов учитель зачитывает отрывки из стихотворений знаменитых поэтов, подходящие к этим картинам.
– Вот мы переходим во второй зал, который называется: Фотовыставка. Фотовыставка — это где размещают фотографии, и люди приходят полюбоваться на них.
Ребята, скажите какая тема объединяет все эти работы?
– Сейчас мы будем возвращаться с выставки обратно, но не в класс, а в мастерскую волшебников.
По дороге вы должны немножко отдохнуть, поспать.
4. Физкультминутка – релаксация
Дети слушают классическую музыку, закрыв глаза. Чайковского «Времена года».
5. Объяснение учителя
– Вот мы и прибыли в мастерскую. Вам нужно, как настоящим художникам, одеться в специальную одежду для работы. А вот и ваши волшебные кисточки.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
-Ребята, скажите мне что является главной приметой зимы? (Снег)
-Вы догадались какая у нас сегодня тема урока? (да)
-Что мы будем рисовать? (открывается тема урока)
Предлагаю рассмотреть снежинки. Какие снежинки? (пушистые, белые).
Мы будем рисовать белые снежинки на голубом фоне.
- Покажите верхний левый угол листа, правый верхний угол листа, а теперь середину верхней стороны. Нижний левый угол листа, правый нижний угол листа, а теперь середину нижней стороны. Теперь середину левой стороны листа, середину правой стороны листа. Покажите пальцем середину листа.
- Чтобы правильно нарисовать снежинку, мы с вами поработаем по технологическим картам.
1 Проведем вертикальную линию из середины верхней стороны листа в нижний.
2 Проведем горизонтальную из середины левой стороны листа через середину листа к середине правой стороны листа.
- Ребята, на какой математический знак похож наш рисунок.
3 Следующее будет наша работа, мы проведем наклонную линию из верхнего левого угла через середину в правый нижний угол листа.
4 Затем, мы проведем наклонную линию из правого угла через середину в нижний левый угол.
- А на какой математический знак похожа наша следующая фигура?
- Чтобы красиво нарисовать мы должны сделать разминку для пальцев рук. Упражнение — массаж для пальцев рук с кисточкой.
- Давайте повторим технику работы с кистью. (кистью надо работать аккуратно, не проливать воду, пользоваться салфеткой, убирать лишнюю воду).
- Я беру сухую кисточку, обмакиваю её в воду, и начинаю наносить на нее краску. Вот такими движениями, затем сделаю пробный мазок на специальной бумаге.
- Затем, провожу вертикальную линию с верху вниз. (Предлагаю проделать это детям.)
- Следующий шаг, провожу прямую линию слева на право. (Дети выполняют работу).
- Следующий шаг, провожу линию по направлению из левого верхнего угла в нижний правый по центру.
- Следующий шаг, провожу линию из верхнего правого угла в нижний левый по центру.
- Итак ребята, мы сделали основу для нашей снежинки.
Физминутка.
Вот подул сильный ветер и принес снежинки. (Дети берут снежинку в руку)
«Мы снежинки увидали –
Со снежинкою играли.»
Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести ее влево.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Поднять снежинки вверх и опускать вниз.
Дети смотрят: вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем,
Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают.
Дети складывают снежинки и садятся за парту.
- Продолжим нашу работу. Ребята, а вы знаете что в природе нет одинаковых снежинок, так что дальше вы продолжите работу самостоятельно. У вас имеется основа, каждый из вас нарисует свою снежинку. Пользуйтесь салфеткой, политрой. А затем мы оформим свою выставку. (закончившие работу учащиеся вывешивают их на доску.)
– Итак, мы возвращаемся из мастерской волшебников обратно в наш класс. Садитесь за свои парты.
– Какая прекрасная выставка у вас, ребятки, получилась.
– А как можно назвать выставку?
– Конечно, «Снегопад», ведь такова была тема нашего урока, мы рисовали снежинки, а если их много, то конечно это снегопад.
– Вы все, ребята, молодцы. Все выполнили свои работы на «отлично». Вот какие необычные оценки в виде снежинок, я вам сегодня поставлю.
- А ваше домашнее задание будет рассмотреть снежинку, когда пойдёт снег, вы возьмите снежинку на ладошку в рукавичке и рассмотрите ее.
Если осталось время дети читают стихотворения:
Е. Груданов (С. Бойко)
Здесь зима в снежки играла,
Много снега накидала,
Нет совсем теперь пути,
Ни проехать, ни пройти!
В снежной пуховой постели
Тонут сосны, тонут ели.
Всем в снегу теплее стало,
Снег для всех как одеяло!
С. Островский (Ольга С.)
Слепить из снега можно ком.
Сложить из комьев можно дом.
И печь отличную сложить,
И будет нам она служить.
Огонь не нужен той печи,
Чтоб печь из снега калачи.
Винокуров. Снегопад
Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
На дома,
И мы поняли :
Зима.
Урок окончен. Всем спасибо.