Иваненко Елена Николаевна
Формирование социально-адаптивной личности воспитанников детского дома в процессе занятий хореографией
Формирование социально-адаптивной личности воспитанников детского дома в процессе занятий хореографией
Е. Н. Иваненко, педагог дополнительного образования
ГКУ «Детский дом (смешанный) №30» города Георгиевска
Социальная адаптация – это процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Анализ жизнедеятельности воспитанников детского дома показывает, что у них не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка, есть существенные трудности в общении с окружающими, неумение противостоять асоциальным явлениям, затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Публикация «Формирование социально-адаптивной личности воспитанников детского дома в процессе занятий хореографией» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают педагогов на комплексную воспитательную работу в детском доме. Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительным началом к самостоятельной жизни воспитаннику детского социального учреждения служит наличие определенных умений, которые всегда помогут иметь работу и заработок.
Среди множества форм дополнительного образования хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Музыкально-ритмические занятия привлекают детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития.
Творческие способности средствами хореографии особенно успешно помогают социальной адаптации воспитанников детского дома. Такие занятия создают условия для самореализации; обеспечивают интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Эстетическое воспитание детей в детском доме требует иного обучения, нового подхода к образовательным программам, методикам обучения, которые должны быть рассчитаны на иной контингент и иной результат, нежели в детском самодеятельном хореографическом коллективе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальная феерия» имеет художественную направленность, носит развивающий характер.
Новизна данной программы предполагает включение новых методик обучения. Она ориентирует педагога на работу с воспитанниками детского дома независимо от их специальных физических данных, на воспитание у них хореографической культуры, обеспечение и привитие начальных навыков в искусстве танца. Занятия в танцевальном коллективе «Букет» подразумевает развитие чувства ритма, умения слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Как средство воспитания танец имеет огромное значение. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий песен, традиций. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох очень необходимы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отображены его душа, его история, его обычаи и характер.
Дети, лишенные родительской опеки, отличаются большой подвижностью, неумением сосредоточиться и долго задерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому содержание и характер образовательного процесса в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в гораздо большей степени зависит от личности педагога, от его трактовки учебного материала. Образовательный диалог ребенка и педагога здесь является ведущим средством общения и обучения. Если хореограф умеет разрядить напряжение, то занятия по хореографии становятся также занятиями хорошего настроения. А это, в свою очередь, создает для детей «ситуацию успеха».
Все вышесказанное способствует активной деятельности танцевального коллектива «Букет». Ребята с удовольствием принимают участие в концертных программах, конкурсах и различных массовых мероприятиях.
В заключении могу с уверенностью сказать, что при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Танцевальная феерия» у всех воспитанников формируются такие качества и способности, которые позволяют успешно адаптироваться к любым социальным условиям.