Анастасия Рябоконь
Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Папка передвижка для родителей.
1 лист
Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР
по средствам дидактических игр и упражнений.
У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика.
Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.
Публикация «Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.
Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.
Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения.
Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.
Полезный совет:
Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»
Назовет слов на звук (букву) М.
Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»
Игровое упражнение «Кто? Что?»
Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке.
Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»
Например: сказка Ш. Перро «Золушка»
Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т. д.
Что: дом, метла, карета, туфелька и т. д.
2 лист
Игровое упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались :
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Помоги разобраться.
Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима - …
Друг - …
Добро - …
Войти -…
Ложиться -…
Говорить - …
Смеяться - …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
Игровое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
3 лист
Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг
5) положить на стол и т. д.
Гвоздь - …, ботинок -, шнурок - …
Игровое упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга - …
Птица – яйцо, растение - …
Хорошо – лучше, медленно - …
Школа – обучение, больница -…
Человек – ребенок, собака - …
Пальто – пуговица, ботинок - …
Игровое упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий.
Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.