Мария Гвоздкова
Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.
По Б. Н. Головину, «культура речи – это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи» [3; 230]. К таким качествам принято относить правильность, чистоту, точность высказывания, образность, выразительность и другие.
Публикация «Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению А. М. Бородич, звуковая культура речи – широкое и своеобразное понятие, включающее в себя не только произносительные характеристики (звукопроизношение, дикция) и элементы выразительности речи (интонация, темп, мимика, но также культуру речевого общения [3]. Круглова А. В. называет звуковую культуру речи одним из важнейших аспектов развития речи дошкольника. В своих работах она, опираясь на труды Ф. А. Сохина, подчеркивает, что формирование звуковой культуры речи у ребенка существует в тесной взаимосвязи с остальными разделами речевого развития: словарной работой, формированием грамматического строя речи, воспитанием связной речи. [7]
Алексеева Д. Г. отмечает влияние воспитания произносительной стороны речи на общую культуру речи ребенка. Особая связь существует между фонетической и лексической сторонами речи. Если у ребенка присутствует правильное произношение, развитый фонематический слух и слоговая структура слова, то он хорошо запоминает новые слова и правильно и своевременно их использует в повседневной речи. Отсюда следует, что высказывания становятся более плавными, отсутствуют запинки и паузы, повторения и прерывистость. Формирование грамматического строя речи также находится в тесной взаимосвязи с развитием звуковой культуры. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом и богатым словарем быстрее запоминают грамматические нормы родного языка, не испытывают трудностей в образовании и изменении новых слов. [1]
По мнению С. А. Шатровой, выразительность речи – не просто качественная характеристика речи, но и показатель высокого уровня самостоятельного и осознанного владения родным языком. [10]
В учебнике по развитию речи детей дошкольного возраста Бородич А. М. отмечает, что выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения. Выразительность возникает тогда, когда ребенок не просто передает знания, но и свое отношение к ним. [3]
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», - писал Н. С. Рождественский. [9;8]
В учебнике Н. А. Стародубовой понятие «выразительность» трактуется, как интегративная особенность речи, главными компонентами которой являются вербальные и невербальные средства. К вербальным средствам выразительности относятся :
1. Звуковая выразительность, а именно:
• Четкое произнесение звуков;
• Звукопись (повторение звука в ловах или нескольких предложениях);
• Интонация является основным выразительным средством звучащей речи. Она включает в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, ударение;
2. Лексика, придающая речи образность и эмоциональность. Сюда относят:
• Эмоционально-экспрессивные возможности (использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.);
• Изобразительно-выразительные возможности (сравнения, метафоры, гиперболы, эпитеты и др.);
• Функционально-стилистические возможности (использование словаря в зависимости от цели сообщения и стиля языка).
3. Синтаксическая структура речи (порядок слов в предложении, наличие союзов, риторический вопрос и т. д.)
Невербальные средства выразительности оформляют высказывание внешне и позволяют более точно передать смысл вербального сообщения. К невербальным средствам выразительности относятся : жесты, поза и мимика.
Только грамотное и своевременное использование всех этих речевых средств (вербальных и невербальных) позволяет более точно передать не только смысл высказывания, но и собственно чувства и отношение говорящего к нему. [9]
Для формирования выразительной речи у дошкольников используются разнообразные средства. Одним из самых эффективных исследователи (О. В. Акулова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.) называют устное народное творчество. Именно в народных сказках, потешках, прибаутках, загадках сконцентрировано невообразимое множество выразительных средств русского языка.
Не менее важным средством развития выразительности является изобразительное искусство. Знакомство детей с разными жанрами живописи позволяет детям рассмотреть и понять чувства художника, увидеть выразительные художественные средства, с помощью которых он создавал свой шедевр.
Игры на развитие речи, творческие задания и речевые упражнения также оказывают огромное влияние на формирование выразительности речи у дошкольников. [9]
Дошкольный возраст имеет все предпосылки для успешного овладения не только произносительной стороной слова, но и звуковой выразительностью и интонацией. С. Л. Рубинштейн отмечает, что речь младших дошкольников обладает яркой выразительностью, но носит импульсивный характер. В высказываниях маленьких детей отсутствуют какие-либо нормы и правила связного построения. Когда импульсивность детской впечатлительности уменьшается, а речь становится более грамотной, выразительность речи падает.
Круглова А. М. рекомендует уделять более пристальное внимание именно работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией речи дошкольника. Также важными показателями правильной речи являются плавность, громкость и скорость голоса. [6]
Алексеева Д. Г. считает, что дети должны учиться выражать свое отношение к высказыванию, изменяя силу и тембр голоса, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Развитие связной монологической речи требует работы над формированием интонационной выразительности речи. Решение задач в этой области делает связное монологическое высказывание эмоционально-выразительным, интересным для слушателя и самого говорящего. [1]
Список использованных источников.
1. Алексеева, Д. Г. Воспитание звуковой культуры речи в дошкольном детстве (Д. Г. Алексеева, учитель-логопед, Москва)/ Развитие речи и творчества дошкольников : традиции и перспективы: материалы международной науч. -практич. Конференции, посвященной 80-летию Ф. А. Сохина, 15-16 мая 2008г., г. Рязань / Федеральное агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, Упр. По делам образования, науки и молодежной политики Ряз. Обл., Ряз. Гос. Ун-т имени С. А. Есенина, Ряз. Обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 400с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 255с., ил.
4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988. – 320c.
5. Дергунова, Т. А. Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности дошкольников (Т. А. Дергунова, воспитатель МДОУ ЦРР №2, Рязань)/ Развитие речи и творчества дошкольников : традиции и перспективы: материалы международной науч. -практич. Конференции, посвященной 80-летию Ф. А. Сохина, 15-16 мая 2008г., г. Рязань / Федеральное агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, Упр. По делам образования, науки и молодежной политики Ряз. Обл., Ряз. Гос. Ун-т имени С. А. Есенина, Ряз. Обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 с
6. Круглова А. В. Особенности развитие звуковой культуры и интонационной выразительности речи детей 4-5 лет (по материалам эксперимента). Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы III Международной научно-практической конференции. – М. : ИРОТ, 2010 – 692с.
7. Круглова, А. В. Роль воспитания звуковой культуры речи в речевом развитии дошкольников. Круглова А. В., м. н. с., ИППД РАО, г. Москва/ Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник научных статей. – Орел: Издательство Орловского университета, ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2009. – 368с.
8. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших дошкольников. – М. : Просвещение, 1970.
9. Стародубова Н. А. теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н. А. Стародубова. – 2-е изд., испр. – М. :Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
10. Шатрова, С. А. Роль воспитателя в формировании выразительности речи у дошкольников (С. А. Шатрова, г. Волгоград)/ Развитие языковых и творческих способностей в реальном детстве: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Ф. А. Сохина, 19-20 февраля 2013г. / Под редакцией О. С. Ушаковой, В. И. Яшиной. – М. : НИИ школьных технологий, 2013. – 308 с.