Галина Курятникова
Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой
В настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии, схемы, рисунки, чертежи; стали доступными новые компьютерные технологии и интернет, но не стоит забывать и о том, что ребёнка с раннего детства окружает удивительный мир живой природы, полный ярких красок, разнообразных форм, звуков и запахов.
Публикация «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для развития сенсорных способностей детей необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Природа даёт нам огромные возможности для развития сенсорики, чувств, речи, движений у детей.
Основной метод обучения на прогулке это наблюдение. Но у детей наблюдательность, как качество личности, развита очень слабо, поэтому необходимо поддерживать стремление детей замечать изменения в природе и привлекать их внимание к чему-то упущенному, не оставляя это на потом. На прогулке ребёнок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала машина, поэтому, чтобы удержать внимание ребёнка, наблюдения должны быть короткие (5-7 минут, яркие, интересные и содержательные. Этому способствует, во-первых, правильный выбор объекта наблюдения, всплеск положительных эмоций малыша при виде их, во-вторых, образная речь взрослого.
Можно использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.
Например, при наблюдении за ромашкой:
«Стоит в саду кудряшка,
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?» (ромашка).
Осенью: «Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят»
За воробьём: «Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей,
Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою.
«Чик-чирик»».
За ёлкой: «Её всегда в лесу найдёшь
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем»
Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры, например: «Раз, два, три…беги». Во время наблюдения дети находят дерево высокое и дерево низкое, затем играют в игру «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» Такие игры очень нравятся детям, они развивают их мышление, сенсорные способности, дают возможность поупражняться в беге и создают положительный эмоциональный настрой.
Для того, чтобы заинтересовать малышей, можно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку. Использовать такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате, где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для куклы Кати красный (жёлтый) цветок». Для того, чтобы дать детям понятия толстый, тонкий, можно предложить им поочерёдно обхватить ствол толстого дерева, вдвоём, втроём; затем показать, что тонкий ствол можно обхватить даже одной рукой.
Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, надо обращать их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза, а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол.
На огороде детского сада весной сажают разнообразные овощи. С маленькими детьми можно сажать крупные семена: бобы, горох, лук. Для того, чтобы правильно посадить лук, необходимо провести обследование луковицы, обратить внимание детей, какого цвета луковица, какой формы, что у неё есть верхняя и нижняя части. Для того чтобы лук вырос, нужно его посадить донышком вниз. Впоследствии ухаживая за посадками, дети учатся определять, нужно ли полить лук. Необходимо обращать внимание детей на цвет земли, предлагать потрогать её рукой – если она сухая, значит нужно полить лук. При этом не только закрепляются навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям.
Неизгладимое впечатление на детей производит участие в сборе урожая. Собранные овощи приносятся в группу. Здесь их можно рассмотреть, уточнить их цвет, форму, попробовать на вкус, выяснить, что морковка – продолговатая, оранжевая, твёрдая, сладкая. Помидор – круглый, бывает красного, зелёного, жёлтого цвета, мягче, чем морковь. Дети учатся таким приёмам обследования, как – потрогать, надавить, понюхать, обогащается их сенсорный опыт, а также речь. После знакомства с овощами с детьми можно провести игру «Чудесный мешочек». Овощи складываются в непрозрачный мешочек, дети должны достать морковь, лук или помидор. После того, как ребёнок достанет овощ, уточнить с детьми, что это именно: лук или морковь. Эта игра очень нравится детям. Она расширяет представления об овощах, а также развивает речь. При проведении этой игры можно использовать загадки:
«Я расту на грядке длинная, оранжевая, сладкая» (Морковь).
«Круглый, гладкий бочок, кто же это?» (Лучок).
Важно учить детей различать не только цвет, форму и размер предметов, но и знакомить их с запахами. Для этого надо принести в группу несколько овощей и фруктов, предложить рассмотреть их, правильно назвать, затем их разрезать и дать детям понюхать. После этого проводится игра «Отгадай, что на тарелке». Ребёнок с закрытыми глазами определяет по запаху, что перед ним.
После того, как дети познакомятся с эталонами цвета, можно использовать их для уточнения цвета окружающих предметов. Для этого показать эталон, например, карточку красного цвета и предложить: выбери всё красное. Такие же упражнения можно проводить и с эталонами формы. Для этого можно использовать различные природные материалы: овощи, фрукты, камешки, шишки, листья деревьев.
Дети очень радуются, когда к ним на занятие или на прогулку приходит какой-то персонаж, например, Незнайка. Незнайка выполняет задания, например - «Принеси жёлтый листочек». Иногда он ошибается (специально) и дети с удовольствием исправляют его ошибку. Иногда Незнайка просит детей помочь ему, например, разложить камушки, от большого к маленькому. В играх «Что перепутал Незнайка», «Помоги Незнайке найти ошибку» целью является исправление ошибки самими детьми. Это помогает детям обрести уверенность в своих силах, закрепить полученные знания.
В песочнице тоже можно не терять время даром. Дети учатся узнавать свойства песка, ведь если он сухой из него не получится куличик. При постройке куличей уточняется цвет ведёрка, его размер, сравниваются куличики по размеру, по высоте – закрепляются знания полученные ранее.
В группе, в уголке природы желательно иметь ёмкость с водой. Воду можно использовать для определения «тяжелый – лёгкий» (камень тонет, шишка плавает). Игра с водой «Вылови рыбку» воспринимается детьми с неизменным восторгом. Ведь рыбки у нас тоже разные по цвету форме, размеру. И если удаётся выловить ту, нужную, это – победа. В этой игре развивается глазомер, ловкость рук, воспитывается настойчивость.
Так же в уголке природы можно иметь коллекцию камней. Они разнообразны по форме, цвету, размеру, поверхности. Здесь дети выполняют следующие задания: «Выбери самый большой (маленький) камушек», «Найди самый гладкий, шероховатый». Дети могут выстраивать ряд камней от большого к маленькому и наоборот.
Необходимо знакомить детей с различными звуками. Для этого используются музыкальные инструменты (игра «Угадай, что звучит»). На прогулке дети слушают щебет птиц, чирикание воробья, карканье вороны, мяуканье кошки. Дети с удовольствием запоминают, а потом и узнают эти звуки. Игру «Отгадай, что звучит» можно проводить и с использованием природных материалов. Дети узнают звук воды, шорох листьев, стук шишек друг о друга, стук камешков, всплеск воды при падении предмета.
Наблюдения в природе способствуют сенсорному развитию детей, совершенствуют детское восприятие, воспитывают гуманное отношение к природе.