Залина Салтаханова
Формирование сенсорного восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
По мере освоения предметных действий восприятие становится более точным и полным, постепенно формируется дифференциальная чувствительность, направленная на тонкое различение градаций признаков одной и той же сенсорной модальности.
Публикация «Формирование сенсорного восприятия у дошкольников» размещена в разделах
Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.
Приступая к описанию этапов сенсорного развития ребёнка, остановимся на понятии “сенсорный эталон” (эталон = образец, мерка, термин ввёл А. В. Запорожец).
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая представлениями об этих эталонах, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, так как это не только правильное их называние, но и активное использование в предметно-практических действиях.
Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трём направлениям.
– Организация поиска эталона, идентично заданному образцу. Ребёнок ищет заданный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения.
– Организация поиска эталона по представлению. Педагог показывает образец, просит ребёнка запомнить его, а затем убирает образец и предлагает найти заданный эталон.
Формирование устойчивой связи между эталоном и словом возможно при назывании объектов и их свойств, а затем поиске эталона по его названию, словесному описанию.
Выделяют следующие этапы формирования сенсорных представлений :
1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, и т. д.).
2. Соотнесение признака с соответствующим сенсорным эталоном.
3. Обозначение признаков предметов словом.
4. Формирование образа восприятия данного признака, выделение его в окружающей обстановке.
5. Включение сформированного образа в продуктивную детскую деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование).
Сенсорные действия многочисленны и разнообразны это рассматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, облизывание, прокатывание и т. п. В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные ощущения. Закрепить образы предметов, сделать их более чёткими ребёнку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребёнка и через некоторое время после восприятия предмета.
Детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений как форма, величина, цвет, количество, положение в пространстве.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте, и насыщенности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (хроматические, а так же чёрный, белый, оттенки серого (ахроматические).
В качестве эталонов величины три величины: большая, средняя, маленькая.
В качестве эталонов формы – предъявляют плоские фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник, трапецию) и объёмные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед (“кирпичик”, эллипсоид (“яйцо”, цилиндр, конус).
Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребёнка раннего возраста сенсорные представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
Придерживаясь точки зрения, что ребёнку необходимо познать самые разные свойства предметов, явлений представляем материал по развитию зрительного восприятия.
Цвет.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Выделить цвет практическим путём в ходе практических действий с предметами, как, например величину или форму нельзя. Цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов их функцию. Но это то свойство, которое позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство детей с цветом начинают с четырё х основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего.
В процессе знакомства с цветом можно выделить следующие этапы:
– Различение цветов по принципу “такой – не такой”. Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. При выполнении ребёнком сравнения, взрослый называет цвет, не требуя от него повторения.
– Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения задания – называем цвет.
– Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета.
Знакомство ребёнка с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий, в быту, при рассматривании разных предметов (одежда, игрушки, овощи, фрукты и т. д). Свет. При обращении внимания детей на явления “свет” и “темнота” можно обогащать восприятие новыми впечатлениями и расширить представления детей об окружающем мире. С помощью игр можно помочь преодолению у детей страха перед темнотой. Е. А. Янушко предлагает игры, которые можно проводить во II половине дня: “Пляшущие тени”, “Гуляем в темноте”.
Величина.
Величина – это значимое свойство предметов, которое помогает осознать размер, объём, протяжённость. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе специальных упражнений, направленных на сравнение предметов:– Предлагаем сравнивать предметы только по одному параметру (по высоте; по ширине).
– Сравниваем предметы, одинаковые по цвету и форме.
– Сначала сравниваем два предмета, резко различающихся по величине (большой и маленький кубик; высокая и низкая башни, затем добавляем средней по величине предмет.
– Параметры величины обозначаем словами, не требуя от детей повторения. Можно для наглядности использовать выразительные жесты.
Сначала величину обозначают при помощи слов “такой – не такой”, затем “большой”, “маленький”, а далее используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.
В процессе знакомства с величиной выделяют следующие этапы:
– Практические действия с использованием различных предметов (накрывать кастрюли крышками разного размера и т. д.) и специальных игрушек (пирамидки, вкладыши-башенки, матрёшки и т. д.)
– Опора на зрительное восприятие. Ребёнку предлагают сравнивать предметы зрительно, на глаз.
– Использование знаний о величине в разных ситуациях (на занятиях, в повседневной жизни). Этот этап продолжается в работе с дошкольниками.
Знакомить детей раннего возраста с величиной и закреплять знания можно следующими способами:
– Сравнивать пары предметов способом приложения.
– Зрительно сравнивать резко различающиеся по величине пары предметов.
– Использовать специальные дидактические игрушки – доски Сегена, пирамидки, вкладыши, матрёшки и т. д.
– Использовать дидактические игры, направленные на изучение величины – настольно-печатные, подвижные и т. д. А. С. Галанов предлагает игры: “Какой мяч больше?”, “Большие и маленькие”, “Поручения”, “Лото”.
Форма.
Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Сначала знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают детям сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы) : показывают, как обвести контур фигуры пальцем. После их усвоения, детей знакомят с треугольником, прямоугольником, овалом.
Параллельно даётся представление об объёмных геометрических телах – шаре и кубе, а затем – о параллелепипеде (“кирпичик”) и эллипсоиде (“яичко”).
Выделяют следующие этапы в процессе знакомства с формой :
– Практические действия. На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме “такой – не такой”, не называя её.
– Зрительное восприятие формы. Детей знакомят с эталонами плоских геометрических фигур.
– Запоминание геометрических форм и их названий, умение использовать эти знания в различных ситуациях (это продолжает изучаться в дошкольном возрасте).
Знакомить с геометрическими формами и закреплять представления о них можно следующими способами:
– Использовать специальные игрушки (погремушки, пирамидки, гирлянды из чередующихся по форме предметов).
– Рассматривать эталоны форм – плоские и объёмные фигуры.
– Рассматривать реальные предметы простой формы (строительный набор, предметы быта и обихода).
– Использовать специальные дидактические игры – подвижные, настольно-печатные