Елена Черникова
Формирование сенсомоторной координации и моторики рук с использованием комплекта «Фиолетовый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сенсомоторной координации и моторики рук
с использованием комплекта «Фиолетовый лес».
Черникова Елена Геннадьевна, учитель-дефектолог,
МАДОУ «Малыш», г. Богданович
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Формирование сенсомоторной координации и моторики рук с использованием комплекта „Фиолетовый лес“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функционирование отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.
Сенсорное развитие развивается лучше у детей дошкольного возраста, если придерживаться в работе нового неизвестного ребенку, сказки, истории, которые естественно сопровождаются детской помощью, где есть трудности, препятствия, которые могут быть ими преодолены.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь педагогам и, на мой взгляд, наиболее положительного эффекта можно достичь, применяя в работе развивающие игры В. В. Воскобовича, входящие в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры».
В нашем дошкольном учреждении создана развивающая предметно - пространственная среда "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича и широко используется в разных возрастных группах.
Фиолетовый Лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир и его внутренний вид зависит от фантазии и творчества взрослого (Фиолетовый Лес можно сделать из фанеры, ковролина, пенопласта, нарисовать на ткани или стене). Важно, чтобы при этом реализовался принцип функциональности.
По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или на вертикальной стене – коврографе. Фиолетовый Лес представляет сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Например: “Чудо – соты” – это чудо острова. Герой: пчелка Жужа и ее друзья.
Ребенок слушает сказку или историю, становится действующим лицом события, проживает таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем препятствия, добивается успехов. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания и развивает мелкую моторику рук.
Задачи развивающей среды сенсорного воспитания следующие:
1. Развивать у ребенка сенсорное восприятие, желание узнать новое.
2. Развивать наблюдательность, воображение, мышление.
3. Развивать мелкую моторику и сенсорную координацию.
4. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических представлений) речевых умений.
5. Построение педагогического процесса, способствующего сенсорному развитию детей в игре.
Для эффективного решения образовательных задач по технологии “Сказочные лабиринты игры” очень важно оснастить группу играми и пособиями, которые концентрируются в одном месте – “игровой центр”. В этом игровом центре мы и создали плоскостной Фиолетовый Лес, заселили его персонажами сказок и развивающими играми.
Весь демонстрационный материал, куда входят элементы коврографа, сказочные персонажи игр, входящие в данную технологию, дополнительные приложения к играм, оснащены контактной лентой, сила сцепления которой с коврографом, достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал к коврографу, и соответственно играя, ребёнку необходимо приложить некоторое усилие, снимая с коврографа те или иные элементы, персонажей, что, несомненно, благотворно сказывается на моторном развитии рук, пальцев.
Такие элементы как «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные липучки» прекрасный материал для конструирования, аппликации. Нарисовав при помощи стрелочки «Круть» круг, можно предложить ребёнку сделать из верёвочек лучики. Можно предложить сконструировать дорожки – прямые, зигзагообразные, волнистые. Такие занятия способствуют развитию координации рук, что благотворно скажется в дальнейшем сенсорном развитии.
Стоит помнить, что вся работа совершается вместе и в игровой форме, а игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Таким образом, продуктивность занятий по развитию сенсомоторной координации и мелкой моторики рук, с применение В. В. Воскобовича комплекта «Фиолетовый лес», возрастёт.
И не стоит забывать, что чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.
Итак, ведущие направления педагогической работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста именно с непосредственного восприятия начинается процесс познания, процесс умственного развития.
Список литературы:
1. Воскобович В. В, Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2015г
2. Воскобовия В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.