Получи документы

Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Екатерина
Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Федеральный государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрены ряд психолого-педагогических условий успешной реализации образовательной, среди которых важнейшее значение отведено формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях. Самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Формирование адекватной самооценки крайне значимо, поскольку от нее зависит саморегуляция и самоконтроль, что очень важно для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, саморазвития и самоутверждения личности. Поиск и построение таких технологий должны базироваться на знании психологических закономерностей генезиса самооценки дошкольников и ее проявлений в различных видах деятельности, прежде всего - в игровой, поскольку она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование самооценки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает. В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению. В процессе наблюдения за ребенком в процессе игры создается возможность судить о самооценке ребенка : как ребенок вступает в игру, какие роли выбирает, насколько проявляет активность, находчивость, соблюдает ли правила игры и т. д. В то же время следует отметить высокую воспитательную ценность выполнения детьми игровых ролей для

формирования у них нравственного отношения к сверстнику, развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать, тенденции к позитивному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности. Исходя из вышеизложенного, актуальность проблемы изучения особенности выбора ролей в сюжетно-ролевой игре детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем самооценки не вызывает сомнений.

В нашем исследовании, посвященном изучению выбора ролей в сюжетно-ролевой игре детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем самооценки, участвовали дети старшего дошкольного возраста численностью 30 человек. Для проведения диагностики уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста были использованы методики: методика «Лесенка» В. Щур и С. Якобсона; методика «Какой Я?» И. Г. Корнилова[2]. В результате обработки результатов диагностики на констатирующем этапе было установлено, что в исследуемой группе преобладают дети с адекватной (36 %) и завышенной самооценкой (27 %). Также в группе есть дети, уровень самооценки у которых занижен. Данный показатель отмечен у 20 % детей. Меньше всего детей в группе с неадекватно завышенным уровнем самооценки, они составляют 17 % от общего числа детей.

Для проведения диагностики особенностей выбора игровых ролей детьми старшего дошкольного возраста была использована методика изучения выбора ролей старшими дошкольниками Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко[1], результаты которой показали, что большинство детей в исследуемой группе выбирают среднюю роль в игре - 18 человек (60 %). Главную роль выбрали 7 человек, что составляет 23 % от числа всех детей. Второстепенную роль выбрали 5 человек, что составляет 17 % от всего числа детей исследуемой группы.

Следует также отметить, что в сюжетно – ролевых играх выбор

ролей мальчиками и девочками различен. Так, например, играя в «Самолет», девочки изображали стюардесс, которые ходят по салону, предлагая напитки. Мальчики же стремились выбрать роль пилота, который управляет самолетом. Играя в «Зоопарк» мальчики изображали таких животных как лев, тигр, медведь, девочки же выбирали роли лошадок, обезьянок, птичек. Мальчики выбирали такие игры, как «Космонавт», «Пограничники», «Супергерои» и т. п. Чаще всего девочки выбирают такие игры, как «В кафе», «В магазин», «В семью», «В парикмахерскую». И тут прослеживается влияние самооценки на выбор ролей : в игре в «Семью» девочка с завышенной самооценкой, как правило, выбирает роль «мамы»; роль папы также выбирается мальчиком с высокой самооценкой – они выбирают ведущие роли, требующие большой ответственности. Дети с низкой самооценкой, которые склонны подчиняться, как мальчики, так и девочки, выбирают роли «детей», которым требуется забота, которыми управляют, ругают их и т. д. Они также выбирают «третьи» роли – роль бабушки, дедушки или сестры (брата, то есть, такой ребенок не хочет ни руководить, ни подчиняться. Зачастую, играя в «Паровозик», такой ребенок просто сидит на стуле в конце «состава», не принимая участие в обсуждении сюжета игры, действий ее участников и т. д. Как правило, такие дети из семей, где взрослые в семье занимают авторитетную позицию, требуя беспрекословного подчинения, в основе воспитания лежит авторитарный стиль. Роли «детей» выбираются и дошкольниками с адекватной самооценкой, но в игре они ведут себя иначе. Они сами контролируют свою роль, придумывают действия, хорошо контактируют с вымышленными «родителями». Дети с адекватной самооценкой в исследуемой группе чаще всего выбирают среднюю роль в сюжетно-ролевой игре. Дети с завышенной самооценкой, как правило, выбирают главные роли. Дети с низкой самооценкой не претендуют на главные роли,

выбирают второстепенные, которые не интересны другим детям.

Связь между самооценкой и типом выбираемых ролей была выявлена путем проведения статистической обработки результатов диагностик по Ч. Э. Спирмену. Статистическая обработка результатов исследования, проведенная с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, показала p=0,694, что свидетельствует о том, что корреляционная связь между оценками по двум тестам (для выявления уровня притязаний и типом выбираемых ролей) является статистически значимой: чем выше показатель по первой методике, тем выше показатель по второй: чем выше уровень притязаний детей старшего дошкольного возраста, тем выше значимость роли, выбираемой детьми в игровой деятельности, тем чаще дети выбирают главные игровые роли и наоборот: чем ниже уровень притязаний, тем ниже значимость роли, выбираемой детьми в игровой деятельности, тем чаще дети выбирают второстепенные игровые роли. Проведенное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы о том, тип выбираемых детьми старшего дошкольного возраста игровых ролей в сюжетно-ролевой игре связан с уровнем их самооценки.

На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что необходимо создание для каждого ребенка программы, способствующей формированию адекватной самооценки в которой используются следующие методы и приемы: игры, упражнения, тренинги, творческая, художественная деятельность, беседы и т. д. ; необходимо так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение, использовать все средства для вовлечения детей в активную игровую деятельность; избегать таких ситуаций, когда дети – лидеры, выбирающие главные роли, подавляли остальных участников игры; следует объяснить детям, что так не стоит делать, объяснить, что в игре все равны, все роли являются «главными» и что без остальных игроков, несмотря на то, что их роли

менее важные, второстепенные, игра не будет интересной и потеряет увлекательность; важно формировать во всех детях ценность выполнения ими игровых ролей для формирования у них нравственного отношения к сверстнику и развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать; стараться вовлекать детей с низкой самооценкой в самостоятельную деятельность, давать ему различные поручения, роли в самодеятельности, сценках и за малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. В целях формирования у детей адекватной самооценки педагогам детского сада следует проводить работу с родителями. Только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи процесс формирования адекватной самооценки дошкольников будет успешным, причем работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Прикреплённые файлы:

samocenka_1n772.pptx | 809,99 Кб
 
Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 15:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД