Екатерина
Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрены ряд психолого-педагогических условий успешной реализации образовательной, среди которых важнейшее значение отведено формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях. Самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Формирование адекватной самооценки крайне значимо, поскольку от нее зависит саморегуляция и самоконтроль, что очень важно для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, саморазвития и самоутверждения личности. Поиск и построение таких технологий должны базироваться на знании психологических закономерностей генезиса самооценки дошкольников и ее проявлений в различных видах деятельности, прежде всего - в игровой, поскольку она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование самооценки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает. В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению. В процессе наблюдения за ребенком в процессе игры создается возможность судить о самооценке ребенка : как ребенок вступает в игру, какие роли выбирает, насколько проявляет активность, находчивость, соблюдает ли правила игры и т. д. В то же время следует отметить высокую воспитательную ценность выполнения детьми игровых ролей для
формирования у них нравственного отношения к сверстнику, развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать, тенденции к позитивному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности. Исходя из вышеизложенного, актуальность проблемы изучения особенности выбора ролей в сюжетно-ролевой игре детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем самооценки не вызывает сомнений.
В нашем исследовании, посвященном изучению выбора ролей в сюжетно-ролевой игре детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем самооценки, участвовали дети старшего дошкольного возраста численностью 30 человек. Для проведения диагностики уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста были использованы методики: методика «Лесенка» В. Щур и С. Якобсона; методика «Какой Я?» И. Г. Корнилова[2]. В результате обработки результатов диагностики на констатирующем этапе было установлено, что в исследуемой группе преобладают дети с адекватной (36 %) и завышенной самооценкой (27 %). Также в группе есть дети, уровень самооценки у которых занижен. Данный показатель отмечен у 20 % детей. Меньше всего детей в группе с неадекватно завышенным уровнем самооценки, они составляют 17 % от общего числа детей.
Для проведения диагностики особенностей выбора игровых ролей детьми старшего дошкольного возраста была использована методика изучения выбора ролей старшими дошкольниками Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко[1], результаты которой показали, что большинство детей в исследуемой группе выбирают среднюю роль в игре - 18 человек (60 %). Главную роль выбрали 7 человек, что составляет 23 % от числа всех детей. Второстепенную роль выбрали 5 человек, что составляет 17 % от всего числа детей исследуемой группы.
Следует также отметить, что в сюжетно – ролевых играх выбор
ролей мальчиками и девочками различен. Так, например, играя в «Самолет», девочки изображали стюардесс, которые ходят по салону, предлагая напитки. Мальчики же стремились выбрать роль пилота, который управляет самолетом. Играя в «Зоопарк» мальчики изображали таких животных как лев, тигр, медведь, девочки же выбирали роли лошадок, обезьянок, птичек. Мальчики выбирали такие игры, как «Космонавт», «Пограничники», «Супергерои» и т. п. Чаще всего девочки выбирают такие игры, как «В кафе», «В магазин», «В семью», «В парикмахерскую». И тут прослеживается влияние самооценки на выбор ролей : в игре в «Семью» девочка с завышенной самооценкой, как правило, выбирает роль «мамы»; роль папы также выбирается мальчиком с высокой самооценкой – они выбирают ведущие роли, требующие большой ответственности. Дети с низкой самооценкой, которые склонны подчиняться, как мальчики, так и девочки, выбирают роли «детей», которым требуется забота, которыми управляют, ругают их и т. д. Они также выбирают «третьи» роли – роль бабушки, дедушки или сестры (брата, то есть, такой ребенок не хочет ни руководить, ни подчиняться. Зачастую, играя в «Паровозик», такой ребенок просто сидит на стуле в конце «состава», не принимая участие в обсуждении сюжета игры, действий ее участников и т. д. Как правило, такие дети из семей, где взрослые в семье занимают авторитетную позицию, требуя беспрекословного подчинения, в основе воспитания лежит авторитарный стиль. Роли «детей» выбираются и дошкольниками с адекватной самооценкой, но в игре они ведут себя иначе. Они сами контролируют свою роль, придумывают действия, хорошо контактируют с вымышленными «родителями». Дети с адекватной самооценкой в исследуемой группе чаще всего выбирают среднюю роль в сюжетно-ролевой игре. Дети с завышенной самооценкой, как правило, выбирают главные роли. Дети с низкой самооценкой не претендуют на главные роли,
выбирают второстепенные, которые не интересны другим детям.
Связь между самооценкой и типом выбираемых ролей была выявлена путем проведения статистической обработки результатов диагностик по Ч. Э. Спирмену. Статистическая обработка результатов исследования, проведенная с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, показала p=0,694, что свидетельствует о том, что корреляционная связь между оценками по двум тестам (для выявления уровня притязаний и типом выбираемых ролей) является статистически значимой: чем выше показатель по первой методике, тем выше показатель по второй: чем выше уровень притязаний детей старшего дошкольного возраста, тем выше значимость роли, выбираемой детьми в игровой деятельности, тем чаще дети выбирают главные игровые роли и наоборот: чем ниже уровень притязаний, тем ниже значимость роли, выбираемой детьми в игровой деятельности, тем чаще дети выбирают второстепенные игровые роли. Проведенное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы о том, тип выбираемых детьми старшего дошкольного возраста игровых ролей в сюжетно-ролевой игре связан с уровнем их самооценки.
На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что необходимо создание для каждого ребенка программы, способствующей формированию адекватной самооценки в которой используются следующие методы и приемы: игры, упражнения, тренинги, творческая, художественная деятельность, беседы и т. д. ; необходимо так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение, использовать все средства для вовлечения детей в активную игровую деятельность; избегать таких ситуаций, когда дети – лидеры, выбирающие главные роли, подавляли остальных участников игры; следует объяснить детям, что так не стоит делать, объяснить, что в игре все равны, все роли являются «главными» и что без остальных игроков, несмотря на то, что их роли
менее важные, второстепенные, игра не будет интересной и потеряет увлекательность; важно формировать во всех детях ценность выполнения ими игровых ролей для формирования у них нравственного отношения к сверстнику и развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать; стараться вовлекать детей с низкой самооценкой в самостоятельную деятельность, давать ему различные поручения, роли в самодеятельности, сценках и за малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. В целях формирования у детей адекватной самооценки педагогам детского сада следует проводить работу с родителями. Только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи процесс формирования адекватной самооценки дошкольников будет успешным, причем работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.