Мария Александрова
Формирование ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ролевого взаимодействия
в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Александрова Мария Александровна
Формирование взаимодействия между детьми – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – сюжетно-ролевая игра. Именно в совместных играх дети реализуют общение со сверстниками, игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.
Публикация «Формирование ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Роль совместных детских игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: дошкольники учатся действовать сообща, планировать тему игры, её сюжет, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, уметь слушать и слышать партнёров по игре, оказывать им помощь.
Проблеме развития сюжетно-ролевой игры и ролевого взаимодействия детей дошкольного возраста посвящены труды Л. С. Выготского, Н. Ф. Губановой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новосёловой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.
А. П. Усова рассматривала сюжетно-ролевую игру как форму организации детской жизни, подчеркивала, что личностные качества, детский коллектив складывается игровом обществе.
Всё вышеизложенное и личный интерес в более глубоком изучении
данного вопроса определили выбор темы выпускной квалификационной работы и постановку проблемы исследования: при каких условиях ролевое взаимодействие в сюжетно-ролевой игре будет эффективно формироваться у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: выявление и проверка в процессе опытно-практической работы условий успешного формирования ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если:
- при ознакомлении с окружающим, ориентированном на сюжетно-ролевые игры и осуществляемом в разных формах и методах обучения (наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии и т. д., будет акцентироваться внимание детей на взаимоотношениях взрослых;
- будут организовываться с детьми разные обучающие игры (совместная игра с воспитателем, решение проблемных ситуаций и др.);
- дети будут привлекаться к изготовлению игрового материала к сюжетно-ролевым играм (билеты, театральные программы и др.);
- будет организованно взаимодействие с родителями в разных формах сотрудничества («круглый стол», «мастер-класс», «мастерская») с целью формирования ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Для решения проблемы и цели исследования были поставлены задачи:
1. Раскрыть вопросы о значении, структуре, видах, этапах развития сюжетно-ролевой игры.
2. Проанализировать концепции руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста на основе анализа теории и опыта работы воспитателей.
4. Выявить начальный уровень сформированности ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевых играх у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 429».
5. Разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий по формированию ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевых играх у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 429».
6. Определить эффективность практической работы, направленной на формирование ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы воспитателей; эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, математические и графические методы.
В результате исследовательской работы был проведён анализ по проблеме «Формирование ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре».
Исходя из вышесказанного, отмечаем, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования ролевого взаимодействия.
В этот период жизни дети чрезвычайно любознательны, они с удовольствием и интересом познают окружающую действительность.
Педагогическое руководство игровой деятельностью детей очень важно в дошкольном возрасте. Используя адекватные возрасту методы и приёмы, педагог вовлекает дошкольников в деятельность, способствующую расширению их опыта. Именно накопление опыта и знаний являются предпосылками для игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.
Для того, чтобы у ребёнка развивалось общение со сверстниками, он мог легко и непринуждённо вступать в диалог с ними, возникает необходимость создания условий в группе: организация центра игры, содержащего материалы и атрибуты к сюжетно-ролевым играм, игровые поля, многофункциональные ширмы, комплект предметов-заместителей, строители и конструкторы разных размеров и направлений, и возможность их использования в свободное время. Также необходимо разрешение детям для экспериментирования с ними.
Сюжетно-ролевая игра в деятельности ребенка появляется не сразу. Прежде, проходит ряд последовательных этапов развития игровой деятельности.
В современный период распространенными являются концепции руководства Л. С. Выготского – Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко – Н. А. Коротковой, Д. Б. Эльконина, Е. В. Зворыгиной – С. Л. Новосёловой
Предлагаем ознакомиться с Концепцией развития игры Е. Е. Кравцовой по критерию Л. С. Выготского – наличие мнимой (воображаемой) ситуации:
1 этап – режиссёрская игра (самостоятельное придумывание сюжета, управление игрушками, перенос функции с одного предмета на другой);
2 этап – образная игра (выделение основного действия с предметом, характерных признаков поведения людей (животных, принятие образа, роли);
3 этап – сюжетно-ролевая игра (принятие роли, создание, развитие сюжета, особая форма режиссёрской игры – одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями);
4 этап – игра с правилами (наличие определённой внутренней позиции и образа, оговоренного правилами);
5 этап – качественное обогащение сюжета.
По данной теме нами была спланирована система формирующей работы. Для решения поставленных задач и определения уровня формирования ролевого взаимодействия детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические методики:
Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева Методика «Взаимодействие детей в игре».
Цель: выявление ролевого взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре.
Мы не можем предоставить конкретных материалов по данной работе, так как её только предстоит осуществить. Тем не менее мы рассчитываем, что по завершении анализа проведённых мероприятий, их эффективности в указанном направлении будет способствовать положительная динамика.
Вывод:
Наше умозаключение возникло на основе комплексного анализа изученной литературы, методических рекомендаций, практического опыта педагогов.
В процессе работы над темой исследования мы пришли к выводу о том, что процесс развития ролевого взаимодействия посредством сюжетно-ролевой игры является довольно сложным. Это направление необходимо развивать, и осуществить его можно только при грамотном педагогическом руководстве.