Ирина Ишкулаева
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие регулятивных способностей это есть ключевая компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в современных образовательных системах, выделяют управленческие, то есть регулятивные универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. А наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Таким образом, именно регулятивным универсальным учебным действиям (УУД) придаётся особое значение при современном обучении.
Публикация «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста» размещена в разделах
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, единым образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится не один раз переучиваться, получать новые знания и профессии. Непрерывное образование является реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие средства массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для ученика. В чем же представляется задача школы? Изучение новых знаний, увязывание их с жизненным опытом школьника на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новым функциям школы. Приоритетной целью образования школы становится развитие у учеников способности самостоятельно выделять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели станет возможным благодаря формированию
системы универсальных учебных действий (УУД). Однокоренными по
значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия
«общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы
деятельности», «надпредметные действия».
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда
рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества
обучения.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных регулятивных действий одновременно с формированием предметных умений. ь
Актуальность исследования проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи.
1. На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников». Под «универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию».