марина данилова
Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. Интенсивность развития, сложность задач, решаемых на этом этапе, жизни не имеют себе равных. Также это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи ребенком.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он состоит из несколько этапов:
• Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
• Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
• Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
• Первые слова – появляются в интервале 9 - 12 месяцев.
Публикация «Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания» размещена в разделах
Если развитие ребенка идет гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов, к примеру: «ням» (кушать, еда, «ма» (мама, па (папа, биби (машинка) и т. д. Эти произносимые ребенком слова уже будут считаться отдельными.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно формируется пассивный словарь, который может насчитывает порядка 150-200 слов. Малыш может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный словарь в условной норме должен к этому возрасту содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей начинает появляться фразовая речь. Они могут активно взаимодействовать со взрослыми. У детей в речи появляются глаголы (дай, ди –иди и т. п.
Именно возраст 2-3 года считается пограничным, на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о задержке речевого развития у ребенка. Для нормального развития речи, самым главным является, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка : слух, зрение, обоняние, осязание были также достаточно развиты.
К сожалению, не у всех детей речь развивается своевременно. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к 3-4 годам, у других речь становится четкой и понятной лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Достаточно часто приходиться слышать от родителей жалобы на стертую, трудно понимаемую речь у ребенка - «каша во рту», это чаще всего является результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, прикус, отсутствие зубов.
Чтобы это предупредить, очень важно своевременно следить за состоянием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу, ортодонту.
Также искаженное звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата, в таком случае необходима консультация невролога и учителя-логопеда.
Особое внимание необходимо обратить на слух ребенка, именно ему принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков.
Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболевании органов слуха своевременно их лечить, а также не перегружать его речевыми занятиями.
К трех летнему возрасту, дети уже говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении. Взрослые должны учить детей задавать вопросы правильно, отвечать на них, грамматически правильно оформлять свое высказывание.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный состав ребенка к этому времени достигает порядка 800 – 1000 слов.
Также, у детей трех-четырех лет часто наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознакомых, что в свою очередь приводит к сокращения детьми слов, таким как: «сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль; а также к перестановке слогов в слове; перестановки звуков в слове; пропуски звуков при их стечении и т. д.
Следует помнить, что дети в 3-4 года понимают далеко не все слова, с которыми к ним обращаются старшие. Лингвисты объясняют это тем, что каждое понятие обязательно имеет связанный с ним набор слов, и этот набор называют ассоциативным полем. Родители необходимо оказать эффективную помощь дошкольникам в освоении таких полей. Обратил ребенок внимание на птичку или животное – поспрашивайте его, какое это животное (цвет, размер и т. п). Даже трехлетний малыш будет подбирать слова, чтобы их описать. Очень полезно использовать в становлении речевого развития пальчиковые игры. Физиологи доказали, что уровень развития речи детей зависит от степени развития мелкой моторики-речь на кончиках пальцев. Нам, взрослым, важно помнить, что освоение родного языка в 3-4 года – это настоящая работа для ребенка, ведь ему приходится повторять за взрослыми и запоминать ежедневно много новых, не всегда понятных и трудно произносимых для него слов.
С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов и многих других. В таких условиях прогресс в развитии речи ребенка будет более быстрым и качественным.
Необходимо помнить, что нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий.
При недостаточности речевых функций, коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера. В дальнейшем, при обучении в школе возможны нарушения чтения и письма, поэтому, правильное развитие речи является важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем родителей, медиков и педагогов.