Ольга Мокеева
Формирование речевого дыхания посредством использования игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. Произнесение большинства звуков требуют направленной воздушной струи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Дети очень любят эти упражнения и с удовольствием их выполняют. Задача взрослого следить за правильным выполнением упражнений.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений.
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
Все упражнения стоит выполнять до еды;
Одежда не должна сковывать движения малыша;
Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
Вдох должен происходить через нос;
Выдох должен быть длинным и плавным;
Нужно следить за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Упражнения:
«У кого больше пузырей получится» (Игры с мыльными пузырями. Чем длительней выдох, тем больше пузырей).
«Помоги ветерку (Деду Морозу)». (Дуем на: листики из ткани, бумаги; легкие снежинки; перышки. Сначала просто сдуваем с ладошки, губы вытягиваем (простое упражнение). Усложнение: дуем на распластанный язычок.
«Шторм на море». (дуем на бумажные кораблики, которые плавают в тазике с водой).
Исходя из своего опыта работы в детском саду, стараюсь не брать дудочки, покупные пособия для отработки воздушной струи, если нет возможности качественно обработать пособия после каждого ребенка. Процесс обработки не быстрый и порой просто не хватает времени сделать это, чтобы пособиями могли воспользоваться несколько детей. Хотя, может у кого то есть эти игрушки и на каждого ребенка. Вот коктейльные трубочки – пожалуйста. Это одноразовый материал, тем более, что одну трубочку можно разделить на несколько частей.
Мои коллеги, логопеды, используют их часто и с удовольствием. Игр, с использованием коктейльных трубочек очень много.
Вот несколько игр, которые использую я.
«Листопад (снегопад)». В целлофановый пакет нарезаются кусочки цветной бумаги. Пакет завязывается, в отверстие вставляется трубочка. На пакете рисуется дерево (без листьев). Когда ребенок дует в трубочку, кусочки цветной бумаги создают в пакете «листопад».
«Забей гол». Футбольным полем выступает крышка от коробки. По краям коробки ставятся ворота (можно сделать из бумаги). Мячом выступает комок бумажной салфетки. У каждого игрока трубочка, в которую он дуем. Цель: забить гол мячом-салфеткой, не прикасаясь к нему трубочкой.
Это малая часть игр, которые могут помочь детям для формирования плавного и достаточно длительного выдоха.