МААМ-картинки

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)

Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)
▼ Скачать + Заказать документы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

на тему:

«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

продолжение

3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)» размещена в разделах

Эта задача является очень важной в старшей группе. Мы располагали игрушку, например, куклу лицом к детям, ставили слева и справа от неё по одной игрушке. Детям предлагалось определить с какой стороны от куклы какая игрушка. Детям необходимо было мысленно повернуться на 180°, представить себя в положение куклы, а затем определить, где левая и где правая сторона. Для выработки умения различать и описывать положение предметов по отношению друг к другу широко использовались следующие упражнения:

1. Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами.

2. В разных местах групповой комнаты воспитатель расставляет группы игрушек. Вызванный ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов.

В ходе эксперимента мы систематически учили детей использовать предлоги и наречия, также применяя игровые приемы, дидактические игры : «Где, что стоит?», «Прятки», «Что изменилось?» (ребенок прячет предмет за шкаф, около шкафа, другой ребенок отыскивает и рассказывает, где он нашел игрушку. Дидактическая игра «Найди пару» (набор дидактических карточек с одинаковыми предметами, в количестве от 3 до 5, с разной последовательностью расположения. Дети должны были найти две карточки с одинаковым пространственным расположением предметов на обоих карточках и объяснить последовательность в расположении.

Специально подобранные игры на данную программную задачу способствовали пониманию детьми пространственных отношений, которые существуют между различными объектами.

• Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

• Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д.

• Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3 человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Дидактическая игра «Фигурное лото»

• Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

• Игра «Художник»

• Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Для решения этой задачи воспитатели использовали сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Путешествие». В ходе таких игр детям предлагались игровые задания, при выполнении которых они осуществляли сложные передвижения в соответствии со схемой, планом, устным заданием.

Воспитатели нашей группы включали упражнения на воспроизведение направления движения с закрытыми глазами: «Накорми лошадку», «Ударь в барабан», «Найди свой значок». Например, в игре «Накорми лошадку» сначала ребенку предлагалось подойти к лошадке с открытыми глазами и поставить перед ней ведерко с кормом, а затем вернуться на исходную позицию и проделать то же самое с закрытыми глазами; или в игре «Найди свой значок» - ребенок с открытыми глазами подходил к геометрической фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами от исходной точки возвращался к стене с моделями фигур и на ощупь находил нужную.

Эффективной, по нашему мнению, для этой программной задачи является дидактическая игра «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?» - в этих играх у детей развивалась четкость реакции на звуковой сигнал и вырабатывалось умение правильно определять направление источника звука.

При проведении данных игр и упражнения воспитатели не завязывали детям глаза, согласно правилам безопасности. Ребенок должен был сам их закрыть и совершать передвижение медленно.

В ходе игр на закрепление умения двигаться в указанном направлении воспитатели старшей группы (участники эксперимента) придерживались постепенного нарастания сложности: в начале учебного года ребенку давалось одно задание, например, дойти до стола, когда он дойдет, следующее – повернись направо, когда он повернулся – следующее – дойти до окна и т. д. Затем воспитатели сразу формулировали задания, состоящие из 2 – 3 направлений, а к концу года их количество постепенно увеличилось до 4 - 5.

По указанной программной задаче также воспитателями экспериментальной группы были подобраны дидактические игры и упражнения.

• Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

• Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

• Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т. д.

• Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по- особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Дидактическая игра : «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

• Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

• Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко» отрабатывались в словесной игре «Скажи наоборот».

5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).

В экспериментальной старшей группе, мы в течение учебного года последовательно учили детей свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. В организации работы по этой программной задачи мы придерживались следующих методических рекомендаций:

1 занятие – было дано название середины, сторон листа.

2 занятие – детей познакомили с названиями углов листа (в двух способах верхний левый угол, а можно сказать и левый верхний угол)

3 занятие – было организовано знакомство с направлением из угла в угол: из верхнего левого в нижний правый и т. д.

4 занятие и последующие включали дидактические игры на закрепление умения ориентироваться на плоскости : «Расскажи, что, где лежит», «Найди пару».

Большое разнообразие игр и игровых упражнений воспитатели использовали ля выработки умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

• Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т. п.

• Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

• Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

• Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

• Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

• Игра «Укрась ёлку».

Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Наблюдая за качеством выполнения игровых заданий детьми старшей группы, мы отметили увеличение количества правильно выполненных заданий в играх и упражнениях. Дети выполняли задания, принимая решения самостоятельно, объясняя свой выбор. Введение новых более сложных вариантов уже знакомых игр, а также введение новых позволили заинтересовать детей, мотивировать на дальнейшее освоение систем отсчета при ориентировке в пространстве. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таким образом, мы увидели, что при помощи логически выстроенной системы дидактических игр и упражнений можно добиться глубокого усвоения дошкольниками пространственных понятий, осознанного использования различных систем отсчета, грамотного употребления соответствующих терминов.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает.

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр   Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются трудности у ребенка, которые проявляются уже.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Консультация «Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания,.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 13:38
+76Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Зимина (УИ 43432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД