Елена Новохацкая
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование привычки к здоровому образу жизни
у детей старшего дошкольного возраста
Новохацкая Е. П. воспитатель МАДОУ детский сад №3
Берегите здоровье друг друга,
Мы – природы малая часть,
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.
А. Дементьев.
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Что такое хорошее здоровье? Это прежде всего долго жить и быть деяспособным. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации".
Исходя из них, главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:
· формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,
· формирование здорового образа жизни. «Детство» — разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Логинова В. И., Бабаева Т. И. и др.).
Программа решает следующие задачи:
1. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
3. выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Отличительные особенности : в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.
В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи.
Старшая группа :
1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа, бабушка (дедушка, различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения) Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями». Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила: помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки. 2. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
3. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды. 4. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком). 5. Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01.
Кто должен решать все эти задачи? Педагоги? Врачи? Родители? Все вместе. Все мы хотим видеть детей Здоровыми и умными, Послушными и успешными,
Большое значение необходимо уделять организации полноценного дневного сна- для засыпания детей использовать различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. Психическая закалка стимулирует защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Необходимо чаще поошрять ребенка. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, воспитываем дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать,умения отличать ложь от правды,бережное отношение к окружающей среде, к природе, формируем понятие "не вреди себе сам". «В здоровом теле — здоровый дух!». От психического здоровья (душевного) в значительной степени зависит профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми,самооценка. За последнее время произошло ухудшение психического здоровья. Это привело к формированию значительных медико-социальных проблем: проявление агрессии и вандализма, рост детей инвалидов, ухудшение адаптации в дошкольных учреждениях.
Причинами являются:
· Неадекватное представление родителей о своей родительской роли (Они часто переносят на своих детей те отношения, которые были у их родителей, или то, что они недополучили в детстве).
· Не знание сложившейся обстановки в обществе (дети растут в условиях ломки устоявшихся социальных и семейных традиций).
· Лишение дошкольников свободного игрового детства,что приводит к неумению ребенка играть с другими, применять и выполнять правила, снижение любознательности.
· Завышенные требования к ребенку со стороны взрослого, что приводит к эмоциональному насилию на малыша.
Большую роль в укреплении душевно-нравственного здоровья детей имеет комфортная обстановка в группе. Постоянное обращение внимания детей на красоту окружающего мира способствует развитию творческих детей. Здесь особенно хочется поговорить о комнатных растениях.
Ухудшение качества воздушной среды в жилых и общественных зданиях вызывает общее ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, рост аллергических заболеваний. Конечно озеленить целую улицу, проспект любой из нас не сможет, но сделать красивым облик своего двора, своего подъезда, квартиры, группы — это под силу каждому. Лучше всего защищают от шума плотно посаженные хвойные растения (ель, туя, лиственные (липа,граб).Растения — очистители, оказывающие успокаивающее воздействие, помогающие снять физическое и психическое утомление, быстро выйти из стрессового состояния: монстера, молочай. Растения — пылесосы: Фикус, Папоротник, Хлорофитум. Хлорофитум очищает воздух от вредных примесей и токсинов, возникающих в результате работы газовых и электрических плит. Полезно его разместить на кухне. Растения — против микробов, уменьшающих численность бактерий в помещении. Алоэ Вера Традесканци Аспарагус Каланхоэ Бегония. Растения — чистильщики плесени: Опунция Крассула Плющ обыкновенный. Растения против химии: от формальдегидов и угарного газа. Драцена. Традесканция Сансевьера (Щучий хвост).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей следует использовать как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформлять информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением старшей медицинской сестры, спортивные семейные эстафеты. Родители должны стать постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в ДОУ.