Надежда Трушина
Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ физической культуры и здорового образа жизни (ЗОЖ) детей дошкольного возраста. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ играет система дошкольного образования.
здоровье, здоровый образ жизни, старший дошкольный возраст.
N.S. Trushina
Публикация «Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
FORMING A HEALTHY LIFE IMAGINATION IN CHILDREN OF THE
PRESCHOOL AGE
The article is devoted to the urgent problem of forming the foundations of physical education and a healthy lifestyle (HLS) of preschool children. Of great importance in creating favorable conditions for the formation of ideas about healthy lifestyles among preschool children is the system of preschool education.health, healthy lifestyle, preschool age.
Важнейшими направлениями государственной политики России являются обеспечение свободного развития людей и их социальной защиты. В этой связи приоритетное значение для общества имеют укрепление здоровья, духовно-нравственное становление, психологическая безопасность детей и молодежи, позволяющие им успешно адаптироваться к современным условиям жизни. Для педагогов первостепенной становится задача формирования у детей целостных представлений о здоровом и психологически безопасном образе жизни. Эта деятельность должна начинаться уже в детском саду, т. к. в старшем дошкольном возрасте дети переходят от импульсивного - ситуационного поведения к
«волевому», т. е. их поведение мотивируется не внешними обстоятельствами, а самим ребенком, воспитанник становится способен ставить перед собой цели своего поведения, само целеполагание становится инициативным (цели не только важные для ребенка, но и для общества, развивается самоконтроль.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет задачи обучения и воспитания детей дошкольного возраста, среди которых формирование ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ, обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разностороннее развитие дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации при сотрудничестве детей и взрослых, сотрудничестве образовательной организации с семьей.
В современном обществе проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Исходным для дефиниции «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) : «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». При этом здоровье считается базовой ценностью, состояние и сложным динамическим процессом, включающим созревание и рост физиологических структур, работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление и самоопределение личности.
Безусловно, осознание понятия «здоровый образ жизни» является одной из важнейших в решении проблемы формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. В современной ситуации отсутствия в науке единого подхода к формированию ЗОЖ и к его определению можно рассматривать ЗОЖ как осознанное поведение человека, адаптированное к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды, которое характеризуется
направленностью на сбережение и укрепление здоровья при ценностном к нему отношении, на достижение психологического комфорта и всестороннее развитие потенциальных возможностей личности. По данным исследований (А. А. Баранова, Н. Н. Куинджи, И. С. Песчаной, Г. Н. Сердюковской, Т. И. Стукаловой, А. М. Чёрных) за последнее десятилетие на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей
3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими
заболеваниями.
Здоровый ребёнок – одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У
здорового ребёнка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.
Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные
деятели медицины (Амосов Н. М., Семенов С. П., Шаталова Г. С, Углов Ф. Г. и др.). В
психологопедагогическом направлении тема здорового образа жизни получила своё развитие благодаря многим отечественным исследователям (Аксёнов Г. П., Бальсевич В. К., Виленский М. Я., Дитлс Р., Мартынюк И. О., Кобелянская Л. С.).
Одной из важных ступеней этапа формирования здорового и безопасного образа жизни является посещение учреждения общественного воспитания детей дошкольного возраста. Следует отметить, наиболее благоприятный для этого старший дошкольный возраст, т. к.
дети в этот период переходят от импульсивного-ситуационного поведения к «волевому».
Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у старших
дошкольников будет более эффективным, если: провести комплексную диагностику уровней сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста; составить перспективный план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ и здоровье у старших дошкольников; создание педагогических условий взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка; сотрудничать совместно с педагогами и родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, поэтому для
воспитания здорового ребенка, формирования его первых устойчивых представлений о ЗОЖ дошкольники в этот период являются наиболее перспективной возрастной категорией. Возрастные, индивидуальные особенности здоровья и двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером, содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста. Ведь в этом возрасте дети,имея высокую потребность в движениях, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.
В связи с этим именно у детей старшего дошкольного возраста уже могут
сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Старшие дошкольники еще не могут соотносить желания со своими истинными возможностями, что может привести к нежелательным последствиям: переутомлению, перевозбуждению, травмам. Между тем, Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова в своем исследовании отмечают, что наиболее
доступным средством формирования здоровья и представлений о ЗОЖ у детей является двигательная активность.
В науке за последние десятилетия преодолен узко-практический
подход к здоровью детей. Педагоги давно поняли, что формированию у детей представлений о ЗОЖ способствует не только осуществление медицинского контроля, предупреждение детской заболеваемости через полноценное питание и вакцинацию. Современные исследователи доказали, что при правильно организованном физическом развитии можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скорригировать имеющиеся у него нарушения, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Взяв за основу подход к формированию ЗОЖ, ориентированный на личностную активность и поведенческую деятельность, а также опираясь на взгляды Э. Н. Вайнера (2011, рассматривающего элементы формирования ЗОЖ с позиции обучения здоровью, можно выделить следующие этапы формирования основ ЗОЖ у дошкольников :
а) формирование у ребёнка идеи здоровья в качестве одной из основ жизненного
приоритета;
б) формирование детского самосознания, ориентированного на умение применять
различные средства и методы ЗОЖ в своей жизни.
Пути решения этой проблемы следующие:
1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на ЗОЖ;
пополняем собственный багаж теоретических знаний, овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки ЗОЖ.
2. Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления
(закаливание, двигательная активность, питание и др.). Проводим практические семинары;
семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»; дни открытых дверей и другие
мероприятия.
3. Организация здоровьесберегающего пространства :
– создание экологической и психологической комфортности и образовательной среды;
– создание игровой и предметно-развивающей среды;
– обеспечение безопасности жизни детей;
– обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них.
Для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходима организация
специальных методических мероприятий для педагогов и просветительской деятельности для родителей. Работа с педагогическим коллективом детского сада с целью повышения уровня знаний о здоровье и ЗОЖ и педагогического мастерства предполагает реализацию специальных мероприятий - изучение литературы о ЗОЖ (создание в методическом кабинете
подборки книг и материалов по санитарно-гигиеническому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ, консультации, открытые занятия, семинары, педсоветы, обмен информацией между педагогами, активизация работы педагогов с родителями.
Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью
повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методами приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.
Немаловажную роль играет организация здоровьесберегающего пространства. Это не только методическое оснащение, но и организация предметно-развивающей среды в группах, организация уголка здорового образа жизни, оборудованного детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми, иллюстрациями содержащими элементы санитарногигиенических и закаливающих процедур.
Успешное формирование представлений о здоровом, безопасном образе жизни у
старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической
воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-психолог, педагог родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
В наше время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Основными показателями сформированности представлений о здоровом и безопасном образе жизни у старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности являются:
- наличие у детей достаточных знаний о здоровье, безопасности, а также здоровом и безопасном образе жизни;
- отношение детей к ценности здоровья, безопасности и здорового, безопасного образа жизни;
- соблюдение воспитанниками культурногигиенических требований;
- использование различных форм занятий физическими упражнениями;
- применение природных факторов здоровья;
- соблюдение режима культуры питания;
- эмоциональное и психическое состояние;
- общий уровень заботы воспитанников о своем здоровье и безопасности.
Таким образом, важное значение в воспитательно-образовательном процессе отводится организации условий, которые способствуют улучшению здоровья дошкольников и включают в себя организацию оздоровительной и профилактической деятельности ДОУ.
Список использованной литературы и электронных источников
1. Бубнова О. В., Куликова О. В. Особенности формирования представлений о
здоровом и безопасном образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи // Научнотехнический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. – 2017. – С. 93-
95.
2. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник / Э. Н. Вайнер. – М. : Наука, 2011. – 208 с.
3. Волошина, Л. Н. Представления современного ребё нка-дошкольника о здоровье
и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные
исследования. - 2012. - № 3-2. - С. 269-272.