МААМ-картинки

Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников» (2 фото)

Наталия Миронова
Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Экология – это наука: о живых организмах, о условиях их обитания и охране природы. С самого раннего детства педагоги и родители знакомят детей с многообразием окружающего мира. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин.

Педагоги должны учить детей любить природу, защищать её, чувствовать себя частью живой природы. Чтобы чувствовать себя частью природы нужно познакомиться с ней, её разнообразием, научить понимать взаимосвязи в природе, формировать ответственное поведение в природе.

Публикация «Методическая разработка „Формирование экологических представлений у старших дошкольников“» размещена в разделах

Цель:

сформировать системный подход в формировании экологических представлений у старших дошкольников.

Задачи

• Изучить формы и методы работы по экологическому воспитанию

• Составить календарный план работы

• Привести примеры наблюдений и опытов со старшими дошкольниками.

• Формирование предметно-пространственной среды экологического содержания.

• Сформировать систему работы с родителями по экологическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты

У меня, как у педагога-воспитателя повышение профессионализма, умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

У детей сформируются необходимые экологические представления, творческие способности, коммуникативные навыки, умения синтезировать полученные знания;

Основная часть

Формирование экологических представлений у детей происходит в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

В целом в ходе реализации программы предусмотрено реализация следующих задач:

• Знакомство с многообразием живых организмов и сред их обитания, формирование представлений о взаимосвязях в природе

• Знакомство с сезонными изменениями в живой и неживой природе

• Знакомство с воздействиями человека на живой мир

• Формирование бережного отношения к природе, экономного использования природных ресурсов

Главное что в ходе экологического воспитания детей формируются личностные качества: любознательность, познавательная активность, развитие воображения, творческой активности.

Формы работы по экологическому образованию

• НОД проводится 1 раз в неделю в рамках знакомства с окружающим миром.

• Экскурсии

• Наблюдения в природе

• Эксперименты и опыты

• Развивающие дидактические игры

• Выставки

• Практическая деятельность в природе

• Чтение литературы с экологическим содержанием

• Организация деятельности с участием родителей (викторины, конкурсы, выставки поделок из природного материала, субботники, наблюдения в природе)

Календарный план

Сентябрь

Тема Мониторинг. Времена года

Содержание

Что было усвоено в прошлом году?

Осень - Рассматривание пейзажей русских художников из альбома «Четыре времени года» под ред. Н. В. Нищевой.

- Дидактическая игра «Что зачем следует?» (с использованием картин с изображением времен года, ранней и поздней осени, сюжетных картинок).

- Малоподвижная игра с движением «Да или нет?» (приметы осени).

- Решение проблемных ситуаций: «Что будет, если…»

- Дидактические игры: "Кузовок" ,"Подбери нужное", "Да-нет", «Сложи картинку» (Времена года,«Найди отличия» (Картинки ранней и поздней осени на одном участке леса)

- Поэтический досуг «Очей очарованье» (чтение стихов русских поэтов об осени: М. Садовского, З. Федоровской, К. Бальмонта, Е. Головина, И. Бунина, А. Плещеева).

Рисование: «Осенний лес в стихах русских поэтов».

- Этюд «Прогулка в лес» (мимика, подражательные движения, звуковая имитация явлений природы)

Октябрь

Тема Плоды осени

Содержание

Знакомство с различными видами плодов в дикой природе.

Закрепление представлений о овощах и фруктах

- Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах с использованием схемы.

- Беседа о пользе овощей и фруктов с использованием настольно-печатной игры «Аскорбинка и ее друзья».

- Дидактическая игра «Вершки и корешки».

- Игра «Угадай-ка» составление загадок-описаний о фруктах и овощах.

Р/и «Съедобно не съедобно»

Р/и «Волшебный мешочек» (узнай овощи и фрукты на ощупь, вкус, запах».

Семейная выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени»

Ноябрь

Тема Деревья и кустарники.

Содержание

Беседа «Деревья осенью»

- Дидактическая игра «найди такой же листочек», «Какие листья спрятались на картине», «Сосчитай листочки»

«Какое слово не подходит», «Три листа»

- Рисование «В осеннем парке»

- Экскурсия по территории сада «Деревья на участках дет. сада»

Литература: Н. Калинина «Осень», М. Пришвин «Полянка в лесу», Л. Толстой «Дуб и орешник», Майков «Осень» А. Твардовский «Лес осенью» Г. Бальмонд «Веселая осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

- Настольные игры: «Времена года», «Парочки»

- Оформление экологического дерева.

-Выставка осенних букетов и поделок из природного материала.

Декабрь

Тема Дикие животные и их детеныши. Зимующие птицы.

Содержание

-Беседа : как звери в лесу готовятся к зиме. Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

- Беседа. Покормите птиц зимой. Цель: закрепить представление о зимующих птицах, способах приспособления к жизни зимой, развив. желание помогать птицам.

-Придумывание загадок о зимующих животных в лесу

-Игры: «Мамы и их дети», «Найди лишний предмет.», «Большой и маленький», «Что лишнее?», «Кто чем питается», «Кто лишний» (на примере диких и домашних животных), «Чем угостим…», «Назови птичку», «Ласковые лапки», «Кто лишний», Д/и «Чей хвост?»

- Викторина «Подготовка диких животных к зиме»

- Выставка рисунка «Ленинградский зоопарк»

- Подбор литературы по теме: В. Чаплина, Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»,И. Соколов-Микитов «Медведь –лежебока»,«Заячья шубка»,В. Чаплина «жизнь в лесу», Г. Скребицкий «Скоро зима»[/i

Январь

Тема Времена года. Зима.

Содержание

-Беседа о зиме.

Цель: закрепить представление детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит, но не греет.

-Игры: «Одень куклу по сезону», Отгадай о ком я говорю», «Третий лишний», «Зимние приметы», «Кто что делает зимой»

-Опыты с водой, замерзание воды, защитные свойства снега.

-Беседы: «На улице мороз – береги уши да нос!», «Сосульки и снег – не еда!» «Лёд хорошо и плохо», «Если хочешь быть здоров -закаляйся»,«Почему ребята заболели?»

Февраль

Тема Животные севера и жарких стран.

Содержание

-Беседа животные разных стран. Цель: Закрепить представление о животных, живущих в разных частях суши их приспособлениях необходимых для разных природных условий. Воспитывать гуманное отношение к животным.

- Игры: «Кто кого боится?», Кто позвал? (голосами животных, «Кто кого боится», «Чья еда»

- Настольные игры: «У кого кто?», «Зоологическое лото», «Найди отличия», «Составь из частей»

-Кроссворд «Зоопарк»

-Подбор литературы по теме: Р. Киплинг «Слоненок», Г. К. Чуковский «Айболит»,«Бармалей», «Телефон»,С. Маршак «Где обедал воробей?», Чарушин «Моя первая зоология»,Л. Толстой «Лев и собачка»

Март

Тема Весна. Весенние изменения в природе

Содержание

-Беседа. Начало весны. Цель: закрепить представление о изменениях, происходящих в природе.

-Дидактические игры: «Когда это бывает», «Что за чем (этапы весны от ранней до поздней, «Да –нет» с мячом.

- Беседа: «Комнатные растения – спутники нашей жизни»

- Опыты с воздухом: «Занимает ли воздух место и имеет ли вес?».

-Наблюдения на подоконнике: «Лук», «Черенок фиалки», «Веточка березы»

-Настольные игры: «Ботаническое лото», «Найди пару», «Четвертый лишний». «Времена года», «Найди отличия», «Зоологические цепочки», «Чей домик?»

-Подбор литературы по теме: С. Маршак «Круглый год», Г. Скребицкий «Апрель», «Март»,В. Бианки «Три весны», «Апрель»,. Г. Ладонщиков «Помощники весны»,. М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену», Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов»

Апрель

Тема Перелетные птицы

Содержание

-Наблюдение на прогулке за птицами (выделение характерных признаков каждой птицы, выяснить, что является кормом для птиц в этот период.)

-Изготовление скворечников (вместе с

родителями, подкормка птиц.

-Беседы: «Весенние заботы птиц» ,

«Что мы знаем о птицах?»

-Дидактические игры: «Назови птицу с нужным

звуком», «Кто лишний?» «Бывает – не бывает», «Времена года», «Угадай по описанию», «Парочки», «Летает – не летает»

- Игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.

-Игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц

-Подбор литературы по теме: Сладков «Птицы весну принесли», В. Чаплина «Прилетели грачи», В. Бианки «Мастера без топора», «Грачи открыли весну», М. Пришвин «Говорящий грач», Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца», И. Соколов-Микитов «Над болотом», Н. Сладков «Серьезная птица»

Май

Тема Растения весной. Насекомые.

Содержание

-Рассказ воспитателя: «Царство растений – цветы», «Весна красна цветами», «Лес весной. Весенние первоцветы»

«Важность растений ни с чем несравнима»

-Опытно-экспериментальная деятельность: «Где может жить растение?»,

«Как растение дышит»,

«Чем дышит растение?»,

«Что выделяет растение»

, «испарение влаги с листьев растений».

-Беседы: «Весенние цветы», «Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок…»

-Посев детьми однолетних растений в рассадные ящики. Наблюдение за рассадой.

Высадка растений на клумбу. Наблюдение за растениями на клумбе.

-Наблюдение за насекомыми.

Беседа: «Что мы знаем о насекомых.»

- Дидактические игры: «Угадай по описанию»,

«Польза насекомых», «Какой этап в развитии насекомого пропущен?», «Летает, не летает»

- Игра-фантазирование «Я насекомое».

-Сюжетно-ролевая игра: «Юные энтомологи»

-Подбор литературы по теме: В. Катаева «Цветик-семицветик», О. Дриз «Хочу говорить на языке цветов», Е. Серова «Ландыш», Л. Соловьев «Подснежник», Н. Сладков «Любитель цветов» М. Михайлов «Лесные хоромы» В. Звягина «Как капусту мы спасали» В. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек», «божья коровка», «Пчелиная музыка»,Э. Шим «Жук на ниточке», К. Паустовский «Похождения жука-носорога», Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича»,В. Набоков «Бабочка»,Ю. Энтин «серия стихов про насекомых»,Б. Заходер «Муравей», К. Чуковский «Тараканище», В. Бианки «Паучок-пилот», «Приключения муравьишки»

Особенности восприятия информации у детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста отличаются способностью к аналитико – синтетической деятельности. Детей интересуют не просто факты, каких либо явлений, а их причины и последствия. В этом возрасте важна причастность детей к получению знаний, поэтому очень важно проводить систематические наблюдения в природе (погода, птицы, насекомые, растения, а также опыты, например, внешний вид растений в зависимости от условий: недостаток тепла, света, воздуха, влаги. Очень важно давать возможность детям высказывать свои идеи, предположения, уточнять формулировки, дополнять ответы детей

Пример организации НОД по экспериментированию

«Эксперименты с воздухом»

Вещества могут находиться в трех видах твердом, жидком, газообразном.

Предметы (камень, деревяшка, вода, аромат апельсина или духов)

Самый распространённый газ –это воздух. Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2. Мелкие игрушки.

Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Оборудование:

1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №3 Воздух может перемещаться

Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Оборудование:

1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2. Сдутый воздушный шарик.

3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод: Воздух может перемещаться.

Предметно-пространственная среда

Большое значение для формирования экологических представлений имеет предметно-пространственная среда, в которой находится ребенок.

В группе поддерживается и постоянно пополняется предметно-пространственная экологическая среда

• Растения на участке

• Уголки в группе (природный, экспериментальный)

• Наглядные пособия и дидактические игры, в том числе сделанные самостоятельно педагогом и детьми, например. самостоятельно педагогом и детьми, например.

Игра «Найди соседей».

Предварительно вместе с детьми педагог придумывает условные знаки для групп животных «соседей», например снежинка животные севера и южного плюса, треугольник с волнистой линией –горные животные, схематическое изображение пальмы- южные животные, елочка и лиственное дерево- лесные животные, цветок- животные луга, дом- домашние животные, продольные волнистые линии - морские животные, поперечные волнистые линии – пресноводные животные. Ведущий перемешивает и раздает карточки с изображением животных детям поровну. Затем на стол кладется карточка с условным знаком и нужно за 2 мин. (для определения времени используем песочные часы, выбрать только карточки с изображением нужных животных. Потом следующая карточка с условным знаком… Выигрывает игрок у которого к концу игры осталось на руках меньше карточек.

Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»

Дидактическое пособие «Взаимосвязи в природных сообществах»

Пособие состоит их 4-х кубиков, на самом нижнем кубике приклеены картинки растений, типичных представителей биоценозов водоема, болота, леса и луга. На втором кубике приклеены картинки с изображением травоядных животных, на третьем кубике –мелкие хищники, на четвертом- крупные хищники. При помощи этого пособия педагог знакомит детей с обитателями этих биоценозов и наглядно показывает их взаимосвязь, если убрать один из этик кубиков, то рухнет вся пирамида. Пособие можно использовать как дидактическую игру, предлагая детям самим собирать представителей одного из биоценозов.

Фото «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»

Работа с родителями.

Педагоги учат детей бережно относится к природе (не мусорить, не рвать растения, не калечить насекомых, но это невозможно сделать без поддержки семьи.

Очень важно привлекать родителей к совместной деятельности с детьми по экологической тематике:

• Традиционно проводим досуги: «Праздник осени», «День птиц»

• Конкурсы, например, «Лучшая кормушка», «Лучший скворечник»

• Выставки «Дары осени», «Поделки из природного материала», «Поделки из бросового материала»

• Оформляем информационный стенд для родителей, на котором регулярно обновляем информацию,например, «Поможем зимующим птицам», «По дороге в детский сад», «Сезонные загадки», «Природные витамины».

Заключение

В результате применения различных форм экологического воспитания дети стали более внимательны, самостоятельны, охотно беседуют между собой на экологические темы, приносят из дома познавательные энциклопедии, детские журналы. Самостоятельно предлагают провести интересующие их эксперименты в природе. Предлагают свою помощь в уходе за растениями в группе и на участке.

Результаты диагностики показали, что у большинства детей сформирован высокий уровень владения экологическими знаниями. Таким образом, видно, что наш системный подход в экологическом образовании детей эффективен.

Нужно постоянно искать новые формы и методы работы с детьми и родителями, наверное, тогда мы сможем вырастить детей любящих и оберегающих нашу природу.

Литература

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления с растениями»

Москва Просвещение 1981

В. М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду» Москва «Сфера» 2009

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Волгоград «Учитель» 2009

Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО» 2008

О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»

Ярославль «Академия развития» 2001

С. Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе»

Москва «Новая школа» 1993 г

Публикации по теме:

Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Добрый день, уважаемые коллеги! - Разрешите представиться. Пруцких Ирина Сергеевна,.

«Формирование экологических представлений у детей через дидактические игры». В последние годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников – основные.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование экологических представлений об обитателях морей у детей 5–6 лет ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБИТАТЕЛЯХ МОРЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия.

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала Современному обществу нужны грамотные, образованные специалисты, способные ориентироваться в современном мире, владеющие информационными.

Методическая разработка «Формирование математических представлений через дидактические игры у дошкольников» «Методическая разработка» Гордеева Елена Александровна - воспитатель Проект по математике для детей 6-го года жизни Тема: «Формирование.

Методическая разработка экологических мастер-классов в защиту подснежниковМетодическая разработка экологических мастер-классов в защиту подснежников Пояснительная записка. С наступлением весны начинается охота за подснежниками. Многим людям так и хочется сорвать эти нежные цветочки, похожие.

Презентация «Формирование этно-экологических представлений дошкольников Калмыкии» в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Важно учить детей.

Проект в ДОУ «Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме» Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его. Направление проекта: «Здоровый образ жизни» Образовательные области: «Физическое развитие».

Программа «Природа и мы». Методическая разработка по теме: «Ознакомление старших дошкольников с родной природой» Пояснительная записка. В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой. Земля – наш дом! Но человек не всегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»
Опубликовано: 17 августа 2018 в 08:34
+72Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Миронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД