Оксана Бондаренко
Консультация «Праздники коренных народов Югры»
▼ Скачать + Заказать документы
Праздники
коренных народов
Югры
Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.
Публикация «Консультация „Праздники коренных народов Югры“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января.
Первым праздником по календарю обских угров является Вурнга Хатл или Вороний день.
«Вурнга Хатл» - «Вороний день»
Чёрный ворон – мудрая и гордая птица.
Живёт эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко-далеко к болотам. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов – обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника – обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку берёзы. Одаривая берёзку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний Бога Торума. Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год.
Вороний день празднуется 7 апреля. Этот день в России, считается днём пробуждения природы.
«Вурщих Хатл» - Праздник Трясогузки»
Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. Она появляется именно ко времени ледокола. Вот и говорят в народе, будто «трясогузка хвостом лед разбивают». За то и кличут «ледоломкой». Для древних народов Югры маленькая птичка трясогузка считается священной.
В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка - зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями».
Раньше представители коренных народов Севера праздник Трясогузки отмечали только в кругу своих семей. 60 лет назад он стал окружным.
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
День оленевода
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана, топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т. д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т. д.).
Проводы лебедя
Птицы эти олицетворяются с богатством, плодородием. Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства. Народы Севера верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной — наоборот.
Праздник проводы лебедя у ханты связан с наступлением зимы, окончанием сбора ягод, проводами осени
Что касается обряда проводов лебедя в теплые края, то он проводился в особом месте. Нарядно одетые люди всегда собирались все вместе. Женщины разжигали дрова, около костра на доску ставили съестное, бросали в огонь по монетке и нашептывали ритуальные слова: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!»
А затем и стар, и млад завязывали на колышки узелки с подарками, просили птицу принять дары взамен на здоровье и благополучие, исполняли «ритуальный» танец, желая ему скорейшего возвращения.