Елена Валерьевна Скворцова
Взаимодействие с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Организация взаимодействия с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем.
1 слайд. Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Публикация «Взаимодействие с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. Формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине начинается со знакомства с родным краем, его историей, культурой.
2слайд. Основные задачи по нравственно- патриотическому воспитанию у детей при ознакомлении с родным краем :
1. Знакомить детей с историей развития родного края.
2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
4. Воспитывать бережное отношение к родному городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим предкам.
Цель моей работы с детьми в рамках самообразования – формирование познавательного интереса и любви к родному краю, его истории и культуре.
3слайд. Взаимодействие с музеями города.
Один из возможных удачных путей реализации этого направления – организация образовательной деятельности дошкольников на основе взаимодействия с музеями города.
Музеи дают возможность соприкоснуться с жизнью своих предков, познакомиться с их жизненным укладом, обычаями и традициями. Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком краеведческого материала.
4слайд. (Пустить альбом опыта работы 2015-17г. коллегам для просмотра)
Опыт организации взаимодействия с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем начали приобретатьв 2015-2017г.
В течение года с детьми и их родителями проводили маршрут выходного дня- экскурсии: в музей историиТомска;краеведческий музей, первый музей славянской мифологии.
В музее истории Томска дети узнали историю возникновения нашего города. Увидели макет,как выглядел город первоначально. Узнали почему город имеет такое название. Увидели быт (посуду, одежду, головные уборы, обувь и другие вещи) наших предков.
5 слайд. В краеведческом музее дети познакомились с разнообразным животным миром нашего края. Побывали в русской избе, забирались на русскую печку. Некоторым детям не хотелось уходить с печи, потому что им было интересно на ней, она высокая и просторная. Я отметила, что дети сразу повеселели, стали общаться между собой и шутить, даже некоторые родители забирались на печь с детьми. Дети также услышали о истории возникновения чая и о чайных традициях.
6 слайд. В музее славянской мифологии дети посетили картинный зал - выставку «Русь Изначальная». Узнали, что древние славяне одушевляли всю природу – землю, воду, огонь, почитали растения и животных. Дети услышали мифы,сказания, русские сказки и традиции.
На выставке «Живые традиции русских промыслов» дети увидели оригинальные изделия народных ремёсел со всех уголков России (игрушки и посуда с росписями).
Дети тоже почувствовали себя народными мастерами. Посетили мифологическую мастерскую в музее, где работник музея дал мастер -класс по росписи символа года «Петушок». Дети расписывали деревянные заготовки петушков гуашью и забирали потом домой (показать поделку).
Сотрудничество детского сада и музеев города благотворно влияет на повышение патриотического потенциала детей, способствует воспитанию чувства любви к малой и большой Родине, а так же воспитанию социально активных людей.
В результате проводимых мероприятий наши воспитанники стали проявлять познавательную активность : приносить книги,энциклопедии, открытки о животных,птицах, природе,о городе. Проявлять любознательность, задавать вопросы (Правда ли у нас в краю есть такие животные? Настоящие ли эти животные? Где еще можно их увидеть? и др., делиться своими впечатлениями от посещения музеев, приносить свои фотографии, отражать их в игровой деятельности:в сюжетно-ролевой игре «Музей», «Картинная галерея» и художественно-творческой деятельности: рисовали на тему: «Что понравилось в музее», «Что я увидел в музее», «Старинный город».
7 слайд Организация взаимодействия с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краемв 2017-2018 у. году
В этом учебном году решили тоже организовать деятельность по взаимодействию с музеями города. Была проделана следующая предварительная работа.
1. Встреча с сотрудниками краеведческого музея
2. Был составлен совместный план культурно-образовательной программы:
1) «Здравствуй,музей» (знакомство с краеведческим музеем)
2)«Природный мир Томской области»
3)«Птицы Томской области»
4)«Животные Томской области»
5) «Русская изба» (чайные традиции)
8 слайд. 3. Определены задачи (средний возраст, направленные на реализацию общих воспитательно-образовательных целей:
1)Блок «Край родной» (природа,культура) :Углублять представлениядетей о природе края; знакомство детей с народно- прикладным искусством, фольклором.
Задачи на след. год (старший возраст) :
2)Блок «Человек –творец» (духовное наследие предков, культура и искусство) : знакомство с материальным и духовным наследием наших предков; знакомство с изобретениями, произведениями искусства.
План музейно-образовательной деятельности рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Дети будут посещать музей 1 раз в 1-1,5месяца.
9 слайд. В начале февраля мы уже посетили первый раз краеведческий музей. Работник музея вышла к детям,переодетая в ученого кота, чем сразу вызвала интерес у детей. Провела обзорную ознакомительную экскурсию по второму этажу, где находятся экспонаты животных нашего края. Посетили выставку «Мое счастливое детство». Дети увидели,какие игрушки были у дедушек и бабушек и их родителей,их увлечения. После посещения музея мы провели с детьми в группе беседу: «Впечатления от посещения краеведческого музея». Рассматривали фотографии, сделанные в музее. Попросили родителей написать отзывы.
Работники музея предлагают разнообразные формы работы: экскурсии, беседы, игры,рассматривание экспонатов, элементы театрализации, посещение выставок. Также мы планируем принимать непосредственное активное участие при посещении выставок в работе с детьми: применять художественное слово, игровые приёмы.
После посещения музеев будем делать презентации для закрепления знаний у детей о увиденном и стенгазеты для привлечения родителей тех детей, которые еще не посещали выставки. Проводить вечера досуга, творческую мастерскую «Народные умельцы».
10слайд. Ожидаемые результаты:
- Расширение и систематизация знаний и представлений у дошкольников о родном крае, животном мире.
-Увеличение количества семей воспитанников,посещающих музей -Увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Приглашаем в Краеведческий музей на программу «По лисьей тропе» (животный мир Томского края) желающих родителей с детьми и воспитателями из других групп.