Светлана Давыдова
Формирование представлений о природе в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие человека и природы происходит на всех этапах онтогенеза. В период дошкольного детства расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, активизации ролей, овладения реальностью посредством планирования и экспериментирования. Знакомясь с природными объектами, ребенок познает окружающий мир.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Известно, что ребенок начинает взаимодействовать с окружающим его миром природы с самого раннего детства. Следовательно, для организации этого процесса необходимо учитывать закономерности развития представлений о природе в соответствии с возрастными особенностями.
Структурированное описание возрастных этапов становления представлений человека о природе приведено С. Д. Дерябо, В. А. Ясвиным [8, С. 25-26].
Первый этап характеризуется преобладанием субъектного восприятия природных объектов, существованием по отношению к ним «субъектной установки». Он охватывает дошкольный, младший школьный, младший и средний подростковый возраста. Это «эра» субъектной модальности отношения к природе.
Второй этап характеризуется преобладанием объектного восприятия природных объектов и существованием «объектной установки» по отношению к ним. Он охватывает собой старший подростковый, юношеский возраст и более поздние периоды. В первый период этого этапа — в старшем подростковом возрасте эпизодически проявляются элементы субъектного восприятия, свойственного предыдущей эре; в этом смысле он является переходным периодом между эрами.
Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Однако данный вывод будет верным только по отношению к детям 2-4 лет, так как, именно, данный возраст характеризуется эгоцентризмом.
Характерной чертой мышления дошкольника, как отмечают С. Д. Дерябо Д. Ф. Петяева является артификализм (от лат. искусственно делать, т. е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем не ограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба звездочку и т. д. Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма, делает вывод С. Д. Дерябо: «А что мне это может дать?». «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам», «Солнце существует для того, чтобы я мог загорать» и т. д. [8, с. 143]. Таким образом, следуя типологии С. Д. Дерябо, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе. Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.
Экспериментально Д. Ф. Петяевой было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степень сформированности у них представлений о живом. Правомерность этого вывода мы находим также у Д. Б. Эльконина который отмечает, говоря о старшем дошкольном возрасте, что детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т. п.). Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо экологическим сознанием (в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи).
Чем выше у детей степень сформированности представлений о живом, отмечает Д. Ф. Петяева, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т. д. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т. е. уровень развития познавательной сферы, определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.
В младшем возрасте (3-4 года) ребенок неосознанно соотносит правила и образцы поведения со своим поведением, а в сознании откладывается лишь поведение (по правилам) товарища. Отсюда следует, что в данный возрастной период формирование представлений о природе у детей должно строиться на наблюдении за поведением животных, растений, людей и. т. д., которое активизирует такие психологические механизмы как субъектификация, идентификация и формирует экологические представления, повышая когнитивный компонент интенсивности субъективного отношения к природе. Уже в младшем дошкольном возрасте через предметную деятельность необходимо создавать условия, мотивирующие детей к взаимодействию с природными объектами : «перебрать» крупу, пересыпать ее в «универсальные» пластиковые бутылки и во время прогулки покормить птичек, высыпав содержимое в кормушки, сделанные родителями детей. В результате этой деятельности детей данного возраста развивают не только мелкую моторику руки, как фактор развития речи, что является сенситивным периодом для этого возраста, а также предпосылки адекватного отношения к природе. В результате меняется характер отношения к природе у ребенка, его мотивационно-потребностная сфера и, следовательно, преобразуется деятельность через практическое взаимодействие с природной сферой, вырабатывается готовность к ее определенному пониманию и соответствующему поведению.
Дети средней группы (4-5 лет) выделяют уже и собственное поведение по правилам и сознательно соотносят свое поведение и поведение товарищей. Но правило как таковое вычленяют только отдельные дети и в редких случаях. С точки зрения формирования экологических представлений этот возраст является переходным в восприятии природных объектов как субъектов, самоценных в своем роде, и будет зависеть от совокупности экологических представлений (дифференциация на «живое и неживое», от развития процессов классификации, обобщения, сравнения и. т. п.
Наиболее благоприятным периодом для формирования экологических представлений выступает возраст 5-7 лет (при соответствующей эколого-образовательной среде). Именно в 5-7 лет появляются первые осмысленные представления о родине, о месте, где ребенок родился, о городе, в котором живет. 5-7 летний ребенок осознает, что все живут на планете Земля. Известно, что для старшего дошкольного возраста характерно проявление эмпатии, осознание того, что «другому больно так же, как и мне» (в том числе растению или животному). Детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т. п.). Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением, в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи.