Ольга Молчанова
Изменение образовательного пространства детского сада в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Перед педагогическим сообществом РФ поставлена важнейшая задача - обеспечить качественно новый уровень образования, в кратчайшие сроки с наименьшими потерями для образовательного процесса внедрить ФГОС ДО - как комплекс норм, правил, требований, гарантий государства, обеспечивающих конституционное право российского гражданина на получение качественного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.09.2013 г. №1155, внесли коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о качестве (работе) в ДОО.
Публикация «Изменение образовательного пространства детского сада в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Почти год назад, на втором съезде работников дошкольного образования проходившем в г. Сочи участником которого был наш район, обсуждался вопрос введения и реализации ФГОС ДО, и в первую очередь говорилось о предметно-пространственной среде дошкольной организации, как базовой составляющей при работе в новых условиях. Предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда, как сейчас принято говорить должна стать третьим учителем после родителей и воспитателей. Наша задача создать такое пространство, которое позволит ребенку незаметно, через игру получить необходимую для него информацию.
Содержание образования в современном мире должно способствовать развитию личности, умеющей самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями, учетом традиций своего народа. Особую значимость в этом аспекте представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, формировании здорового образа жизни, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Реализовать поставленную задачу можно и нужно при выполнении ряда условий, важными из которых являются:
-правильная организация предметно пространственной среды ДОО;
- тесного взаимодействия педагогических коллективов и координация их совместных усилий по внедрению ФГОС ДО.
По первому условию организация предметно пространственной среды ДОО; на примере МБДОУ «Соболенок» можно сказать, что за неполных 4 года функционирования, коллектив проделал огромную работу по благоустройству здания и прилегающей территории детского сада. Реализовано большое количество проектов по улучшению и разнообразию ПРС, запущены в действие новые зоны развития, например такие как, зелена зона с «Зимним садом»; «Живой уголок» с лабораторией для исследовательской деятельности; территории художетсвенно-эстетического развития с «Картинной галереей», с уголками творчества, большое внимание уделяется общему эстетическому фону; мини-музей боевой славы, зоны физического развития; территория «Безопасный путь», комната релаксации и островки сенсорного развития; «Русская изба» и «Бурятская юрта». Облагорожена прогулочная зона: разбит центральный цветник, создана альпийская горка, разработана экологическая тропа, есть зона «Метеостанция», сооружен мини бассейн, огород, где растет морковь, свекла, картофель, разнообразная зелень.
По второму условию взаимодействия педагогических коллективов и координация их совместных усилий по внедрению стандартов. Хочется отметить, что уже сейчас в педагогических коллективах накоплен богатейший опыт проектирования образовательной деятельности, способный обеспечить развитие личности ребенка. Участие в проекте достаточно большого круга детских садов позволит быстро и качественно распространить имеющийся опыт. Совместная деятельность образовательных учреждений по моделированию и апробации внедрения ФГОС обеспечит как преемственность между ФГОС ДО и ФГОС НОО, так и переход дошкольных организаций Баргузинского района на новый, более качественный уровень. На пример РМО в мае, проходившем на базе МБДОУ «Золотая рыбка» показало, что коллектив путем активного использования проектного метода успешно решает задачу реализации ФГОС ДО, была продемонстрирована совместная работа взрослых и детей в области речевого развития через театральную деятельность.
Следует отметить, что за последние 7-8 лет муниципалитет проделал огромную работу по благоустройству и приведению в соответствие с санитарными нормами детских садов, т. е. одно из требований стандарта к условиям реализации образовательной программы в большинстве ДОО частично выполнено.
Несколько примеров: МБДОУ Усть Баргузинский д/с «Солнышко» - замена окон; «Елочка» замена системы канализации, установка окон, «Золотая рыбка» - замена кровли, установка окон; Улюнский д/с «Солнышко» замена кровли, детской мебели; Баргузинский д/с №1 «Березка» полная реконструкция пищеблока, ремонт системы канализации, реконструкция буфет-раздаточных в каждой групповой комнате; перевод Баргузинского сада №2 «Тополек» в новое после реконструкции благоустроенное здание. Предполагаются ремонтные работы системы канализации в Читканском детском саду.
Все перечисленные сады имеют своеобразную и богатейшую ППС.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в введении ФГОС ДО много положительного:
1) желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое;
3) попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
6) ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
И, несмотря на то, что сегодня до сих пор отсутствует утвержденный реестр программ дошкольного образования и это в свою очередь накладывает трудности в вопросе разработке образовательной программы детского сада внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.