Дарья Петухова
Формирование предпосылок коммуникативных и личностных УУД через музыкально-игровое творчество
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование предпосылок коммуникативных и личностных УУД (универсальных учебных действий) в художественно-эстетической деятельности через музыкально-игровое творчество».
Цель: Раскрыть возможности формирования предпосылок универсальных учебных действий, через музыкально-игровое торчество.
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.
Который предполагает :
Публикация «Формирование предпосылок коммуникативных и личностных УУД через музыкально-игровое творчество» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
-Воспитание и развитие качеств личности, развивающих у детей предпосылки универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования; -Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
-Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования
-Создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
[ФГОС ДО 1.6]
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Что же такое универсальные учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный;
3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);
Предпосылками личностных УУД являются :
• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
• формирование познавательной и социальной мотивации;
• формирование адекватной самооценки;
• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;
• формирование способности учитывать чужую точку зрения;
• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.).
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и уч т позиции других людей, партн ров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективной деятельности ;
• Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
• Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
• Владение невербальными средствами общения;
Предпосылками коммуникативных УУД являются :
• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению;
• умение слушать собеседника.
• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания;
Выводы:
Что такое Личностные – это внутренние процессы умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);
Коммуникативные- Потребность и умение взаимодействовать.
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей подобных компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. Иными словами, музыка и детская творческая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.
Именно эти задачи и преследует музыкально-игровое творчество :
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Знакомиться с различными культурами через музыку и движение.
Музыкально-игровое творчество осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях и танцах, игре на музыкальных инструментах. Для исполнительства детям необходимы определённые навыки в том или ином виде музыкальной деятельности, музыкальные впечатления. Необходимо и развитие восприятия музыки.
Музыкальное творчество интересно и необходимо самим детям как процесс. На первоначальных этапах важен не столько сам результат, сколько желание и положительные эмоции от участия ребёнка в том или ином виде деятельности. Также исполнительство даёт возможность самовыражения, передачи своих чувств, эмоций, переживаний.
Рассмотрим несколько видов детского музыкального творчества :
1. Двигательное восприятие.
Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений
Дети импровизируя, как бы проживают музыку через движение.
Не классическая форма «Слушания музыки».
Дети воспринимают музыку, через движения. Двигаются в характере, темпе музыки (Вальс цветов Шуберта- двигаются с шарами) или в рамках художественного образа (Марш деревянных солдатиков – двигаются имитируя маленький шаг «кукольный»).
2. Поэтическое музицирование.
Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
Оно включает в себя:
-Озвучивание стихов и театральных сценок;
-Подражание звукам природы;
-Звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.);
-Ритмическое и шумовое озвучивание стихов.
Например, через форму «Рондо».
Рондо- это поэтическая и музыкальная форма с повторением одной части (например любая песня с припевом)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Ветер шумит (шуршалочка)
дятел стучит (сорока)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Птички поют (свистульки)
Ручейки бегут (колокольчики)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
С горки покатились, (металлофон) в лесу очутились! (тарелочки)
3. Игровые тактильные массажи.
ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
2. Обучать элементам массажа.
3. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей
4. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям
5. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
6. Развивать интеллектуальные функции.
7. Развивать двигательную память.
8. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
9. Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие
Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат детей доверять другим и сопереживать.
Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Дошкольники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения и др.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж.
Вывод: Все эти формы работы рождают в воображении детей много художественных образов, которые помогают им точно озвучить, протанцевать, проговорить с интонацией и тактильно передать ощущения. Все они способствуют развитию предпосылок личностных и коммуникативных учебных действий. Они достаточно универсальны и их с легкостью можно повторить не имея специальной подготовки. Они просты в использовании и очень нравятся детям.