Зульфира Заракаева
Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать
Коммуникативная грамотность- это умение общаться адекватно в коммуникационной ситуации; считывать намёки и жесты; находить точки соприкосновения с собеседником; грамотно начинать и завершать общение; договариваться;умение выслушать собеседника, гибкость и принятие критики, подводить итоги разговора.
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего
детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что
Публикация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или
иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на
действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить
оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном
возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся
конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как
приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.
Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у
дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив
и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми
разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций,
подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной
грамотности.
Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности
является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.
При формировании коммуникативных компетенций дошкольников необходимо пристальное внимание уделить таким компонентам, как
• желание вступать в контакт,
• умение организовать общение,
• знание норм и правил при общении,
• разрешение конфликтов.
Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:
• «Улыбка» – подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.
• «Комплимент» – похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.
«Опиши друга»
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спи-
ной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок
был точен.
• Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».
Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:
• «Угадай, что делаем?»,
• «Кто, как ходит?»,
• «Расскажем сказку молча».
Игры для выразительности речи:
• «Изобрази, как бушует море»,
• «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».
Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:
Часто взрослые воспринимают конфликт как нечто плохое и недопустимое. Однако конфликты дают ребёнку прекрасный опыт. Ребёнок постепенно учится спокойно разрешать конфликтные ситуации и видеть чувства другого человека, искать компромиссное решение, уступать друг другу, считаться не только со своими желаниями, но и с чувствами другого человека.
Анализ с детьми разнообразных ситуаций-общения.
• «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»
• «Два мальчика хотят играть одной игрушкой»;
• «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь»,
• «Два мальчика поссорились, как их помирить».
Игры для развития эмпатийного поведения:
• «Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.
• «Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.
Привлечение детей и взрослых к участию в драматизации сказок.
Ситуации-общения:
• «Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,
• «Малыш плачет, как его успокоить».
В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативных
навыков общения, на занятиях и в повседневной деятельности используются:
– наблюдения;
– рассматривание рисунков и фотографий;
– коммуникативные игры-упражнения;
– беседы на различные темы;
– ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;
– игры со словом;
– хороводы, танцы, театрализация сказок;
– чтение и совместное обсуждение художественных произведений;
– обыгрывание эмоционального состояния (этюды, импровизации);
– спортивные, подвижные игры, игры с правилами;
– творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;
– сочинение историй;
– мини-конкурсы;
– совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.