Наталья Мацакова
Формирование правильного речевого дыхания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного речевого дыхания у детей
Не секрет, что источником произношения звуков является воздушная струя, которая проходит через гортань из легких и проходящая через полость рта или носа наружу. Речевое дыхание без отклонений создает все условия для нормального звукообразования, громкости речи, четкого соблюдения пауз, интонаций и плавности речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Зачастую в своей практике я встречаю детей с очень тихим произношением, затрудняющихся в произнесении длинных фраз. Такие дети, как правило, конец фразы либо произносят совсем шепотом, либо же и вовсе упускают его.
Без помощи взрослых малыши решают свою проблему одним из следующих способов: либо же они начинают говорить на вдохе, от чего речь становится невнятной, либо же делают короткие вдохи в течение предложения, от чего ускоряется темп речи, теряется интонация и, нередко, страдает её содержательность и плавность.
Прежде чем начинать заниматься решением проблемы, важно понимать, откуда исходит проблема. Как правило, такие несовершенства речевого дыхания обусловлены недостаточным вниманием родителей к речи своего ребенка. Причинами подобных проблем могут быть как хронический насморк, так и аденоидные разращения, некоторые сердечно-сосудистые заболевания и общее ослабленное состояние организма в целом.
Приступая к формированию правильного речевого дыхания у ребенка, необходимо сформировать у него правильный ротовой вдох. Основной целью здесь является обучение ребенка контролю времени вдоха и экономному расходу вдоха. Во время проведения игр важно наблюдать за правильностью дыхания.
Обозначим параметры верного ротового выдоха:
• Выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• Выдох происходит плавно;
• Во время выдоха губы складываются трубочкой;
• Во время выдоха воздух выходит только через рот;
• Выдыхать происходит до тех пор, пока не закончится воздух.
При проведении подобных упражнений и игр важно помнить, что при этом дети очень утомляются. Именно поэтому игры и упражнения на развитие речевого дыхания обязательно нужно чередовать с другими играми и упражнениями и ограничивать во времени.
Перечислим упражнения, целью которых является развитие сильного плавного непрерывного выдоха и активизация губных мышц:
• «Веселая карусель»;

• «Голубка»;

• «Праздничные шары»;

• «Снежное облако»;

• «Варежка».

Важно соблюдать так же следующие рекомендации касательно проведения подобных занятий:
• Перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение;
• На ребенке должна быть одежда, не стесняющая движений;
• Упражнения можно выполнять до приема пищи и никогда – после.
Соблюдение всех рекомендаций, устранение физиологических проблем и систематические занятия с ребенком обязательно приведут к положительному результату.