Луиза Мурадханова
Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для педагогов на тему : Развитие речевого дыхания
у дошкольников.
Подготовила учитель-логопед:
Мурадханова Луиза Джумалиевна
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речевого дыхания у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеобразование становится невозможным.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
• одежда не должна стеснять движений
• не заниматься сразу после приема пищи
• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуем начать с непроизвольных и забавных для ребенка игровых упражнений:
• дутье через соломку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дуть на разноцветные вертушки;
• игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• дуть на одуванчики весной.
Регулярные занятия дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :
«Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.
«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.
«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.
«Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.
«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
«Самолетики» - дуть на бумажные самолетики.
«Берлога» - раздуть снег из пенопласта.
«Лодочки» - дуть на лодочки, которые плавают в воде.
«Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.
«Пушинка» - дуть на кусочек ватки.
«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Подготовила: учитель-логопед
Мурадханова Луиза Джумалиевна