Дарья Чугунова
Конспект занятия по формированию понятия глухости и звонкости звуков у дошкольников с использованием методики Н. А. Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие
Формирование понятия глухость и звонкость у дошкольников с использованием методики Н. А. Зайцева
«Человек Рассеянный»
Цель, стоящая перед нами:
Ознакомление детей с понятием глухость и звонкость, развитие слуховой памяти и внимания детей.
Коррекционно – образовательные задачи:
- развивать фонематический слух, на основе не речевых звуков;
-закреплять правильное произношение звуков и их артикуляцию, путем проговаривания речевого материала;
Публикация «Конспект занятия по формированию понятия глухости и звонкости звуков у дошкольников с использованием методики Н, А, Зайцева» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
- познакомить с героем произведения С. Я. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассеяной»;
- закрепить алгоритм действий при самостоятельном сборе на прогулку.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную устную речь, по средствам игровой формы подобранного материала мероприятия;
- формировать умения учебной деятельности путём реализации поставленных задач и достижения основополагающей цели.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- активизировать навык взаимодействия со сверстниками в ходе мероприятия;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
1. Практический – упражнения;
2. Игровой – игры;
3. Наглядный – предметные картинки;
4. Словесный – рассказ, беседа.
Возраст целевой аудитории: дети 4 -5 лет.
Ход занятия:
Дети входят в группу на магнитной доске прикреплен портрет С. Я. Маршака и изображение «Человека рассеянного» из произведения «Человек рассеянный с улицы Бассейной».
Логопед:
«Здравствуйте ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одним необычным человеком, живет он в произведении С. Я. Маршака, это детский писатель и поэт, который первое свое стихотворение написал в 4 года, вот послушайте о этом герое…»
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Пока логопед читает отрывок стихотворения, на магнитной доске прикрепляет изображения предметов (гамаши, валенки, перчатки, сковорода и т. д. по тексту).
Логопед:
«Ребята, вот такой «рассеянный» живет в этом произведении, а как вы считаете, кого можно назвать рассеянным человеком? А рассеянным быть хорошо или плохо?»
Ответы детей:
Логопед:
«Давайте рассмотрим все предметы, которые перепутал наш герой. А кто мне ответит, какой предмет среди наших картинок лишний?»
Ответы детей:
Логопед:
«Правильно, сковорода, а почему?»
Ответы детей:
Логопед:
«Молодцы, потому что на картинках изображена одежда, а сковорода – это предмет кухонной утвари».
Логопед:
«А давайте, поможем нашему герою и расставим картинки по порядку, что за чем следует одевать собираясь на прогулку».
Дети расставляют картинки по порядку, закрепляя алгоритм сбора на прогулку.
Логопед:
«Дети, посмотрите, чемодан и я догадываюсь кто его потерял, это наш знакомый рассеянный. Давайте заглянем в него. Да тут музыкальные инструменты, давайте послушаем как они звучат.»
Логопед с детьми рассматривает музыкальные инструменты, они подобраны по принципу звучания (глухо и звонко : колокольчик, маракас, шумелки, погремушки).
Логопед:
«Ребята, вы обратили внимание, что музыкальные инструменты звучат по – разному?»
Ответы детей:
«А как они звучат?»
Ответы детей:
«Вы молодцы, обратили внимание, что одни инструменты звучат весело и звонко, а другие глухо и грустно. Я предлагаю вам поиграть с инструментами, вы закроете глаза, а я выберу инструмент и начну играть, а вы должны догадаться, какую песенку он поет грустную и глухую или звонкую и веселую».
Игра «Послушай и скажи».
Логопед:
«Очень хорошо, справились и отгадали все звуки инстументов»
«Дети, мне кажется, что в чемодане еще что-то есть. Тут кубики. Давайте рассмотрим их. Ребята, а кубики у нас в руках не простые, а «говорящие» у них есть свой голос. Послушаем, как они говорят».
Дети играют и шумят кубиками.
Логопед:
«А теперь прошу ответить мне, как «говорят» кубики?»
Ответы детей:
Логопед:
«Правильно, одни звучат - звонко и весело, как колокольчики, а другие – глухо и грустно, а с чем можно сравнить голос этих кубиков?»
Ответы детей:
«Умницы, голос кубиков похож на звуки музыкальных инструментов, одни звучат так же глухо, а другие звонко».
Логопед:
«Какой рассеянный этот человек с улицы Бассейной, такой беспорядок у него в чемодане, поможем Рассеянному разложить все кубики и инструменты по порядку? В одну сторону мы положим все глухие и грустные кубики и инструменты, а в другую, веселые, звонкие»
Игра «Делим кубики и инструменты».
Логопед:
«Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Что вам понравилось больше всего?»
Ответы детей:
Логопед:
«Теперь вы знаете, что каждый инструмент и необычный кубик имеет свой отличительный «голос», какой?»
Ответы детей:
«Правильно, глухой или звонкий. Вы были очень внимательными и не рассеянными, как наш герой, а теперь я предлагаю вам составить все кубики в один длинный ряд и вместе со мной прочитать заклинание, чтобы всегда быть такими же внимательными и собранными».
Игра «Заклинание» (читаем слоги на кубиках, составленных в произвольном порядке в ряд».
Самоанализ
Цель, стоящая перед нами:
Ознакомление детей с понятием глухость и звонкость, развитие слуховой памяти и внимания детей.
Коррекционно – образовательные задачи:
развивать фонематический слух, на основе не речевых звуков;
закреплять правильное произношение звуков и их артикуляцию, путем проговаривания речевого материала;
познакомить детей с героем произведения С. Я. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассеяной»;
закрепить понятие о классификации предметов одежды;
уточнить алгоритм действий при самостоятельном сборе на прогулку.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную устную речь, по средствам игровой формы подобранного материала мероприятия;
формировать умения учебной деятельности путём реализации поставленных задач и достижения основополагающей цели.
Коррекционно-воспитательные задачи:
активизировать навык взаимодействия со сверстниками в ходе мероприятия;
воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Методы и приемы :
1. Практический – упражнения;
2. Игровой – игры;
3. Наглядный – предметные картинки;
4. Словесный – рассказ, беседа.
Возраст целевой аудитории: дети 4 -5 лет.
Цель и поставленные задачи соответствуют содержанию занятия. Основные этапы мероприятия выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.
Используемый материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. В ходе мероприятия были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы.
Мероприятие включало в себя задание на классификацию предметов, знакомство с произведением С. Я. Маршака, упражнения на развитие фонематического слуха на базе неречевых звуков, элементы двигательной активности. На занятии дети работали активно, представленный материал был им интересен. Поставленная цель и задачи мероприятия были достигнуты.