Осичкина Елена
Формирование положительных эмоций как условие своевременного и полноценного развития детей дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий своевременного и полноценного развития детей дома ребенка – их хорошее положительно-эмоциональное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, деятельностью. Уже в конце первого-начала второго года жизни при систематическом слушании музыки, ритмических движений под музыку, рассматривание красивой игрушки у ребенка появляется чувство радости. Но особое удовольствие доставляет детям возможность разнообразно общаться со взрослыми и сверстниками. Дети не остаются безучастными к тому, что кто-то упал, ушибся. При правильном воспитании дети чувствуют доверие к близким, радуются, когда удается что-то выполнить, заслужить похвалу.
Темочки:
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Вместе с тем поведение детей, особенно до 1,5 года, характеризуется собой импульсивностью неуравновешенностью: у них легко могут проявляться чувства гнева, ревности.
Возможность передвижения расширяет поле восприятия детей дома ребенка. А поскольку игровая деятельность у них недостаточно устойчива, их внимание легко переключается с одного предмета на другой. Отсюда многочисленные требования дать предмет, отобрать игрушку у партнера, раздражительность при невозможности получить желаемое. Следовательно, забота о создании у детей хорошего настроения начинается с воспитания у них навыков поведения, развития речи и умения играть.
Эмоциональное поведение детей противоречиво. Вследствие той же импульсивности, любопытства они, не заботясь о последствиях, осуществляют действие, результат которого может напугать, вызвать боль. Поэтому взрослый всегда насторожен: «Нельзя…будет больно». Из-за подобного рода предупреждений страх у детей могут вызвать незнакомые, но совершенно безобидные вещи. Ребенка может испугать мохнатая (даже небольшого размера) игрушка, например мишка, ежик. Он с опаской относится к крупным животным, к новым блюдам. В таких случаях попытка преодолеть страх насильственным путем вызывает протест, бурные слезы и отрицательное отношение ребенка к предмету, человеку закрепляется. Преодолевать боязнь, недоверие ребенка надо постепенно. Если, например, он отказывается брать новую игрушку, идти к незнакомому воспитателю, взрослые могут затеять игру с той игрушкой, которая пугает малыша. Убедившись, что это заинтересовало ребенка, взрослые дают ему поручение, выполняя которое он включается в игру, не вступая в близкий контакт со взрослыми, не приближаясь к пугающему предмету. Так, завязывая салфетку большому игрушечному медведю, испугавшемуся ребенку, воспитатель говорит: «Принеси тарелочку, мы накормим мишку кашей». Накормив медведя, укладывает его спать и отходит. Малыш потихоньку приближается к игрушке: теперь уже не так страшно рассмотреть ее и взять в руки.
В новой обстановке дома ребенка пугливых детей надо заранее взять на руки. Новое блюдо или лакомство надо попробовать раньше ребенка и похвалить. Так, на праздник детям принесли новое угощение. Воспитатель сначала угостила няню. Няня берет и хвалит: «Вкусная, сладкая пастила». Теперь и дети, подражая ей, охотно берут пастилу с тарелки и едят ее без страха. Если ребенку назначают новое блюдо, желательно посадить его с детьми, которые едят с аппетитом. Воспитатель должен постоянно заботиться о том, чтобы дети в группе сохраняли спокойное, радостное настроение.
На эмоциональное поведение детей дома ребенка третьего года жизни влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Например, при систематическом проведении музыкальных занятий у детей появляются предпочтения к определенным песням, пляскам. После чтения сказки сопереживают с любимым героем. Большую радость им доставляет возможность что-то слепить, нарисовать, когда появляются изобразительные умения. Иначе говоря, с опытом становятся устойчивее и разнообразятся эстетические эмоции.
У детей третьего года наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций, например разный эмоциональный фон во время игры. Если детям третьего года предложить игрушки, то у одних действия с ними носят характер беглого, поверхностного ознакомления, в процессе которого не возникает ярко-выраженного эмоционального отношения к предметам. У других, наоборот, ярко выражено эмоционально предпочтительное отношение к одной или нескольким игрушкам, с которыми дети тотчас начинают играть.
На третьем году богаче становятся формы выражения эмоций : мимика, жесты, интонации, которые дети часто копируют у взрослых. Это можно наблюдать в группе, где доверительные отношения детей к педагогу, где правильно организована их жизнь, нешумная обстановка. В противном случае дети привыкают говорить громко, но монотонно, на лице у них как бы застывает выражение капризного недовольства.
Воспитание культуры чувств выражается и в заботе педагога о том, чтобы чувства воспитанников дома ребенка были адекватны обстановке, вытекали из правильной ее оценки. Звонкий смех у ребенка вызывает непривычное, с позиций его опыта, ситуация, например, игрушка заводной поросенок, или солнечный зайчик. Однако в ряде случае взрослому необходимо самому создавать у ребенка соответствующий эмоциональный настрой, объяснять суть явления.
Поведение малыша и на третьем году импульсивно, то есть складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Значит, нужно обратить особое внимание на развитие у детей таких чувств, которые побуждали бы их поступать в соответствии с правилами, указаниями взрослых и с учетом нужд сверстников. Надо развивать, в частности, чувство симпатии, потому что, если малыш испытывает его, он легче слушается взрослых, охотнее делится со сверстниками игрушками.
Поскольку дети чаще замечают поступки друг друга, воспитателю следует привлекать их внимание в первую очередь к положительному в поведении, которое можно использовать как образец для подражания. Это тем более важно, что и на третьем году дети легко заражаются возбуждением сверстников и в таком состоянии подражают нежелательным действиям.
Но и доброжелательность у детей по отношению друг к другу на третьем году вызвать легче, чем на втором, и проявляется она в более разнообразных действенных формах. По своей инициативе, но имея предшествующий опыт, дети могут поделиться игрушками, лакомством с ребенком. Доброжелательность в общении друг с другом закрепляется благодаря развивающемуся на третьем году умению договориться о совместных действиях в игре.
Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать свое «я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью. При несвоевременном усложнении воспитательных подходов может возникнуть «кризис поведения», сопровождающийся проявлениями негативизма, упрямства, капризами.
Связь между эмоциями и деятельностью весьма тесная. Эмоции совершенствуются по мере формирования и усложнения различной деятельности. И вместе с тем возрастные своеобразия деятельности определяют специфику и известное несовершенство эмоций в первые три года жизни. В этом возрасте ребенок живо реагирует на происходящее. Но его эмоции кратковременны, неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим.
Зная своеобразие развития эмоциональной сферы детей в период перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту, у малышей поддерживают в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывают разнообразные чувства.
Таким образом, в условиях проживания детей в доме ребенка перед педагогами стоит задача формировать у детей раннего возраста яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует в основном только на то, что непосредственно воспринимает, восприятие ребенка раннего детства аффективно окрашено. У детей раннего возраста в условиях дома ребенка не всегда отмечается преобладание радостного, окрашенного положительными эмоциями настроения в периоды активного бодрствования, особенно в период адаптации. Наша задача – получение детьми удовольствия как от общения с близкими, так и от игры с любимыми игрушками. Окружающие ребенка люди, как правило, часто стимулируют появление улыбок и смеха ребенка, изыскивая для этого все новые способы, и стремятся ограничить причины, вызывающие плохое настроение.