Приложение МААМ

Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»

Ирина Стручкова
Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение

«Верхоянский детский сад №1»

Формирование положительного отношения детей к природе

Верхоянского района через природоведческие праздники

Выполнила: Стручкова Ирина Васильевна

г. Верхоянск 2017г.

Оглавление

Пояснительная записка….3 Предварительная работа….…7

Заключение…11

Список использованной литературы…. 12

Пояснительная записка

Публикация «Консультация „Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники“» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013г. за №1155, сказано, что образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.

При реализации образовательной программы дошкольного образования я учитывала и задачи стандарта, прописанные в пункте 1.6.5., (обьединения и обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества).

Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников, через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребенка в обществе.

В связи с этим мною проводится работа по социализации дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Цель работы: разработать сценарии для проведения природоведческих праздников, учитывая национально-региональные особенности.

В соответствии с выдвинутой целью решались задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу.

2. Подобрать материал для составления сценариев природоведческих праздников : стихи якутских писателей, народные приметы.

3. Апробировать природоведческие праздники, формирующие положительное отношение в условиях старшей группы дошкольного образовательного учреждения и составить методические рекомендации по проведению природоведческих праздников.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в традиции, посредством вхождения в природоведческие праздники. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности. Поэтому так важно с малых лет учить детей любить родную землю, ее природу. Исконные жители северян ценят и берегут природу как свою родную мать. Якуты не считали человека владыкой природы, а наоборот, у них есть поговорка «Человек земли соринка». Предки считали, что человек – часть природы и одновременно дитя природы. Состояние природы повторяется в разуме, физическом теле человека. Праздники – это явление довольно необычное, загадочное и несомненно чарующее. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не испытывал так называемое «чувство праздника», у которого не было «праздничного настроения». Праздники – неотъемлемый элемент культуры народа. Они существовали во все времена, трансформируясь и преобразуясь по содержанию, форме, ритуалам, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение, сближение и единение людей на основе духовных, эстетических и творческих интересов, определяют моральный и нравственный настрой

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество для детей и взрослых. Он входит в жизнь детей ярким событием и остается в памяти надолго. Но значение праздника не только в том, чтобы приносить детям радость, - он является и средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребенка. Праздник пробуждает в его душе чувство любви к родине, уважение людям труда, чувства дружбы к разным народам.

Праздник - важное средство художественного воспитания. Музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию в детях чувства прекрасного.

Праздничных дней всегда было много. Самые первые природоведческие праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», то есть в декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих природоведческих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Природоведческий праздник представляется в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота до летнего Солнцеворота – макушки лета.

Каждый природоведческий праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого природоведческого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы.

Как же в наши дни проводить в детском саду природоведческие праздники, чтобы дети развивали коммуникативные способности, обогащались интеллектуально, нравственно, чтобы не чувствовали себя исполнителями чужой воли, а приобщались к истокам родной и мировой культуры? Включенность детей в проживание событий, как подготовки, так и проведения праздника будет зависеть от профессионального мастерства педагога. Ему придется быть сценаристом, режиссером – постановщиком, исполнителем – артистом, руководителем, дизайнером – оформителем, гримером, костюмером, консультантом, а также знатоком фольклорных текстов и игр, традиций и ритуалов. Помогут воспитателю, конечно же, музыкальный руководитель и методист.

Подготовка к природоведческим праздникам ведется воспитателями совместно с музыкальным руководителем. Воспитатели на себя берут роль ведущего, а также отдельных персонажей. Праздники с участием педагогов приносят детям особенно много радости. Подготовка к праздникам не должна превращаться в длительную тренировку за счет детских игр и прогулок. От воспитателя требуется проявления изобретательности и выдумки. Планируя праздники в детском саду, необходимо избегать излишней перегрузки детей.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Влияние природы на развитие ребенка огромно. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Несомненно, первые крупицы экологических знаний помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, он главное, положат начало осознанному отношению к природе.

2. Большое значение в формировании положительного отношения к природе имеют природоведческие праздники, педагогический смысл которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

№ Тема природо

ческих

праздников Сроки

проведения Программное

содержание Предвари

тельная

работа Сроки

прове

дения Программное

Содержание

1 Утренник «Дьааы сиригэр Саа

Дьыллаа5ы млчргэннээх

сырыылар». Декабрь -Уметь выразительно передавать игровые образы, оценивать нравственное поведение героев;

-Развивать желание принимать активное участие на утренниках, сопереживание к героям легенды;

-Воспитывать у детей чувство радости, удовлетворения, эмоциональную отзывчивость к театрализации. Природно-

климатичес-

кие

особенности

Г. Верхоянска. Ноябрь -Познакомить детей с

природно-климатическими

условиями города и его

окрестностями;

-Расширить знания детей о

разновидностях растительно-

го и животного мира;

-Учить устанавливать их связи;

-Развивать память, мышление, речь;

-Воспитывать любовь к родному краю.

Занятие

«Мир камней

самоцветов». Ноябрь -Познакомить детей с камнями-самоцветами;

-Учит целенаправленно отвечать на вопросы, делать

предложения находить средства и способы для их проверки;

-Развивать у детей способы познания, как наблюдения, обследования предметов.

Занятие

«Верхоянск-

Полюс-Холода». Декабрь - детей с особенностями климата Г. Верхоянска, как мирового Полюса-Холода;

-Расширить и углублять представления детей о родном крае;

-Воспитывать любознательность и интерес.

2 Викторина

«Таптыыбын

трбт

айыл5абын». Февраль -Закрепить знания детей природоведческих стихотворений Е. П. Рожиной;

-Вызвать радость от полученных результатов;

-Воспитывать любознательность и интерес. Беседа

«Познакомить

детей с жизнью и творчеством местной поэтессы Е. П. Рожиной» Январь -Познакомить детей с произведениями Е. П. Рожиной воспевающую красоту природы родного края;

-Прививать любовь к народной поэзии;

-Воспитывать уважение, чувство гордости.

3 «Ырыа аргыстаах-

Н. А. Слепцов». Март -Познакомить детей с творчеством деятельностью местного мелодиста;

-Прививать любовь к родному краю через музыкальные произведения;

-Воспитывать уважение и чувство гордости за край. Целевая прогулка в Д. М. Ш. Март -Знакомить детей с преподовательской деятельностью;

-Воспитывать в детях интерес и уважение к людям творческой деятельности.

4 Показ моды

«Киhилээх хайата-Дьааы сирин дьиктитэ». Апрель -Воспитывать любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость к природе;

-Вызывать возвышенное трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту. Беседа «Горы Кисилях-уникальные места Верхоянья». Апрель -Познакомить детей с уникальными природными местами через видеосюжет и наглядными пособиями;

-Учить детей видеть красоту родной природы;

-Развивать представления детей о богатстве природного края.

Инсценировка

«Киhилээх хайата». Апрель -Продолжать передавать детям позновательный интерес к окружающему миру;

-Уметь входить вместический образ прошлого.

Методические рекомендации

1. Проведение природоведческих праздников требует предварительную работу. Это могут быть занятия, беседы, об объектах и явлениях природы, сезонных изменений в ней, о творческих людях и т. д. ; наблюдения, экскурсии, целевые прогулки - учим всматриваться в предметы и явления окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, также воспитываем любовь и бережное отношение к природе через произведения местных поэтов.

2. Подготовка к праздникам не должна превращаться в длительную тренировку за счет детских игр и прогулок.

3. Заранее продумать декорацию, демонстрационный материал, необходимую атрибутику, технические средства, выставку книг.

4. Воспитатель должен быть сценаристом, режиссером – постановщиком, исполнителем – артистом, руководителем, дизайнером – оформителем, гримером, костюмером, консультантом, а также знатоком фольклорных текстов и игр, традиций и ритуалов.

5. Совместно с методистом и музыкальным руководителем разработать сценарии природоведческих праздников.

6. От воспитателя требуется проявления изобретательности и выдумки. Планируя праздники в детском саду, необходимо избегать излишней перегрузки детей.

7. Роль ведущего, а также отдельных персонажей должны брать воспитатели, другие педагоги или родители, так как праздники с участием педагогов и родителей приносят детям особенно много радости.

8. Праздники следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1, 5 – 2 месяца).

9. Проводить предварительную работу с родителями. Перед каждым выступлением детей рекомендуем родителям сшить костюмы по героям инсценировок, природоведческих праздников. Помочь в изготовлении атрибутов, демонстрационного материала, вовлечь родителей к активному участию.

Заключение

Таким образом, нами разработаны сценарии природоведческих праздников. Для этого изучили и проанализировали литературу по исследуемой проблеме, на основе которого можно сделать следующие выводы.

Большое значение в формировании положительного отношения к природе имеют природоведческие праздники, педагогический смысл которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. Праздник способствует расширению и углублению представлений детей о природе, родного края, родной земли. Воспитываются элементы экологического сознания, ценностей, ориентации в поведении в природной среде, соблюдений экологических правил в доступных для дошкольников формах. Природоведческие праздники играют большую роль на формирование эмоциональной отзывчивости и любви детей к родной природе.

В практической части проведены праздники, разработаны методические рекомендации по проведению природоведческих праздников. При целенаправленном осуществлении природоведческих праздников возможно формировать положительное отношение к природе.

По закону предков, долг каждого человека охранять и заботиться о природе родного края. И мы, каждодневным трудом воспитываем детям любовь, бережного и заботливого отношения к природе, чтобы дети смогли гордиться и сказать: «Я – дитя природы». Жизнь в детском саду - интересная книга, в которой праздники и развлечения - лучшие страницы.

Природоведческие праздники формируют положительное отношение детей к родной природе, так как эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

Список использованной литературы:

1. Концепция дошкольного образования РС (Я). Нормативно-методические документы в области дошкольного образования / М-во образования Респ. Саха (Якутия) ; [ сост. Е. Н. Колосова] – Якутск : Компания «Дани Алмас», 2008. – 136 стр.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс»,2003.- 255 стр.

3. «Дьааыбын туойабын» - сборник песен для детей местных авторов. П. Батагай,2004.- 84 стр.

4. Детский сад: Будни праздники. М. – 2006.- 405 стр.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : «Просвещение»,2000.- 421 стр.

6. «О5о-о5о эрдэхтэн» - сборник песен местного мелодиста Слепцова Н. А. ,1999.- 25 стр.

7. Рожина Е. П. «Мин дьыл5ам бэлэ5э» - Дьокуускай. ,2008.-64 стр.

Публикации по теме:

Формирование эмоционально положительного отношения у детей младшего возраста к окружающему миру через народное творчество "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Народная мудрость На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых.

«Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» «Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» Аннотация педагогические.

Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через кружок «Природа вокруг нас»Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через кружок «Природа вокруг нас» Кружок «Природа вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая затрагивает актуальную проблему настоящего времени: только экологическое.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,.

Формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников в организованных формах работы Из опыта работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ в организованных формах работы. воспитатель Харламова.

Из опыта работы «Воспитание положительного отношения к природе у детей» 1. Введение. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,.

Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям» Управление образования Администрации города Костромы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 89».

Педагогический опыт «Формирование эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности» Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 325. Опыт моей.

Педагогический опыт «Формирование эстетического отношения к природе, посредством изобразительной деятельности» Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 325. Опыт моей.

Педагогический опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности». Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 325. Опыт моей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 07:31
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Стручкова (УИ 1244685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД