Любовь Смирнова
Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям
Управление образования Администрации города Костромы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Детский сад № 89» города Костромы.
Обобщенный опыт работы по теме :
Публикация «Обобщенный опыт работы „Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
«Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям»
Подготовила:
Смирнова Любовь Валерьевна.
«А воля простор, природа,
прекрасные окрестности
города, а эти душистые
поля, а зеленая весна и
золотистая осень разве
не были нашими
воспитателями».
К. Д. Ушинский.
Богат и многообразен мир природы. Она раскрывает большие возможности для воспитания дошкольников. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Часто мы просто не замечаем ее красоты и мудрости природы, обделяя себя. Академик Д. С. Лихачев писал: «У естественной красоты есть качество неисчерпаемости и потому несравнимости любым воспроизведением. В ней – трепет жизни. Раскрывающейся в движении лепестков, шелесте листьев, изгибах веток,- это ли не призыв к человеку- делай, как мы!»
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Ребенок думает, что он первооткрыватель сокровищ природы, удивляется и радуется этому.
Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, движущие облака, ручейки- все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
«Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой здесь. В природе, вечный источник детского разума,»-говорил замечательный педагог Сухомлинский.
Экран стал главным «воспитателем» детей. Такое времяпрепровождение вполне устраивает не только взрослых, но и детей. В самом деле, ребенок ничего не просит, не пристает,не подвергается риску и в то же время получает информацию. Дети предоставлены сами себе.
Вот малыш ломает кусты, рвет цветы и бросает их, ловит жука и отрывает лапки, а родители в это время умиленно смотрят и улыбаются, сами того не подозревая, что все это не проходит бесследно. Потом сами удивляются, почему ребенок растет эгоистом, грубым, жестоком. Детская жестокость, которую мы наблюдаем, от непонимания, что это плохо, что от этого кому-то больно.
Вот почему меня взволновала эта проблема. Чтобы дети научились любить и оберегать природу, были добрыми, отзывчивыми они должны ее знать. И осуществить это я решила через знакомство с комнатными растениями.
Сент. – Экзюпери писал в «Маленьком принце» : Мы в ответе за тех, кого приручили». Решив выращивать цветы, мы тоже вынуждены брать на себя ответственность за них и обеспечивать их всем необходимым для нормального существования. Комнатные цветы- безмолвные и прекрасные, часто беззащитные и зависимые от человека, цветы способны покорять сердца, сводить с ума, они оставляют следы в истории и вдохновляют поэтов. Фиалки называли любимыми цветами Тургенев и Шекспир.
Знакомство с миром комнатных растений можно сравнить с путешествием в дальние страны, а для детей любое путешествие – реальное или виртуальное –возможность в любимой игре приобрести новые знания.
Кто в детстве возьмет с любовью в руки нежный росток живого, вечно прекрасного, тот уже не сможет отказаться от радости растить, творить, добиваться интересных результатов.
Общение с комнатными растениями, с хрупким, быстротечным обликом живой природы положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества.
Комнатные растения есть почти в каждом доме, они являются обязательными обитателями уголка природы, за растениями легко наблюдать круглый год, т. е. систематически, и доступны, некоторые из них цветут даже зимой. С помощью растений можно проводить опыты.
Выбрав данную тему в работе с детьми, я поставила перед собой цель: воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям
Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой задачи, над которыми необходимо работать :
Образовательные – способствовать расширению и углублению представлений о растениях; развивать у детей познавательные и речевые умения, помочь освоить навыки и умения по уходу за растениями.
Оздоровительные - создать безопасные условия для ухода за комнатными растениями.
Воспитательные- воспитывать эмоциональное, положительное и бережное отношение к природе, развивать интерес к растениям.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Я стараюсь так построить свою работу, чтобы детям было интересно, поэтому материал стараюсь преподнести доходчиво, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний детей.
Система работы над решением поставленных задач требует соответствующих условий, которые обеспечили бы положительный результат.
Прежде, чем начать работу собрала и изучила материал, методические разработки. Создала развивающую среду. Активизировала родителей
Выяснилось, что в некоторых квартирах есть ядовитые растения. О том, что эти растения могут принести вред, родители не имеют никакого представления.
Свою работу начала с бесед «Комнатные растения у меня дома», «Что общего и чем отличаются растения и животные» ,«Если бы ты был горным цветком». Цель этих бесед – дать детям понятие, что растения живые существа, они могут дышать, расти, цвести, но не могут говорить и нуждаются в нашей заботе, все в природе взаимосвязано и мы люди не можем существовать без растений. Беседы провожу как индивидуально, так и фронтально.
Обязательным компонентом структуры является непосредственно-образовательная деятельность - приобщение к миру природы.
При подготовке к образовательной деятельности обязательно продумываю, как заинтересовать детей, увлечь их в интересный и загадочный мир природы. Так, например, с детьми старшей группы при знакомстве с засухоустойчивыми растениями мы отправились в экспедицию по пустыне. Сильная жара, ветры знойные, засуха и путешествие наше мы проводим на «верблюдах», вся деятельность была построена так, чтобы дети могли делать выводы, рассуждать, почему именно кактусы могут жить в пустыне,а не бальзамин. Дети должны были выполнить задания - это найти с моей помощью на карте мира Африку, открыв конверты, я читала описание растения, а дети должны были найти его, сложить картинку. Конечно, все путешествие сопровождало художественное слово – чтение стихов о кактусах:
Аж,сам не веришь факту,
Из всей бузы и вара
Встает растенье кактус
Трубой из самовара»
В. Маяковский.
«На моем окошке появился ежик.
Все глядит в окошко,
а ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ежится»?
Дети не только совершили экспедицию, но еще и узнали много нового. То, что кактус называют кружевным деревом, из мякоти некоторых сортов кактуса делают повидлу, вино, мебель.
Вернувшись из экспедиции, одни дети нарисовали растение, другие -изготовили аппликацию, кто-то из детей изготовил коллаж. С несколькими детьми- девочками я освоила технику квиллинга и свои работы они изготовили именно в этой технике. Конечно, какая экспедиция без музыки. Сколько было радости, когда за детьми пришли родители. Дети с увлечением рассказывали мамам, бабушкам о своем путешествии, показывали свои рисунки, поделки, делились знаниями и впечатлениями.
Не менее увлекательно проводить опыты с растениями, а еще интереснее размножать растения. Одни растения размножаются черенками (герань, фикус., другие – листочком (фиалка, бегония, некоторые – отводками (папоротник)
Прежде чем размножать растения, я поставила перед детьми задачу. Воспитатели из соседней группы попросили подарить им в группу цветок. Посоветовавшись с детьми, мы решили цветы лучше вырастить своими руками. Вырастить решили фиалку, аккуратно срезав листочек, рассмотрели его и поставили в баночку с водой. Через некоторое время на конце листочка появились маленькие корешки. Каждый ребенок захотел увидеть такое чудо. Алена в горшке сделала ямку, Дима полил ямку землей, а Вероника вместе со мной посадила листочек с корешками в землю,и все мы стали ждать «чуда» и,конечно, «чудо» произошло, листочек укоренился и дал первые листочки. Всей группой мы подарили цветок, читали про него стихи:
«Разноцветные фиалки-
Как девчонки в платьях ярких.
В белом, в розовом, лиловом,
Задаваки, одним словом».
Дети рассказали воспитателям соседней группы,как ухаживать за фиалкой, поливать через поддон, пыль удалять мягкой кисточкой, не ставить на солнце иначе на листочках появятся ожоги.
В конце года я опять провела диагностику. И результаты меня порадовали. С высоким уровнем- 33,3%, средним-61,9%, низким-4,8%.У детей явно возрос интерес, дети стали более доброжелательными, внимательными, но работу в данном направлении следует продолжать.
Не менее эффективная форма работы – это совместный труд родителей и детей. На собрании выяснилось, что не многие родители привлекают детей к уходу за комнатными растениями. Для этого подготовила консультации для родителей «Где, ты мамин помощник»? «Прогулки с пользой для ума», «Оазис в квартире».
На собрании мы вместе с родителями обсудили тему: «Что такое доброта»,собрание было проведено в форме КВН. Родители Вани П., не имеющие дома комнатных растений, решили вырастить дома цветок и попросили у нас отросток спатифиллума.
Родители внесли предложение создать альбом. Сфотографировав своих детей с комнатными растениями, родители подобрали комментарии к фотографиям. Семья Алины Г. нашла информацию в интернете, у Андрюши О. бабушка сочинила стихи, папа Даши Я. нашел информацию в библиотеке.
Веками народы мира отбирали растения, обладающие лекарственными свойствами. Лекарственными свойствами обладают и комнатные растения. Поэтому я предложила родителям создать папку- раскладушку «Аптека на твоем окне». Я подобрала информацию о целебных свойствах комнатных растений, а родители принесли рецепты от насморка, болезни суставов. Мамы принесли рецепты масок от морщин, особенно активное участие приняли бабушки.
Сколько полезных и неоценимых рецептов и советов получили и мы, и другие родители.
Итог работы.
Систематически проводимая работа дала свои положительные результаты, изменились ли дети? Да изменились, систематическая, планомерная работа начала приносить первые положительные «плоды». Дети стали внимательными не только к растениям, но и к окружающим. Расширились и углубились знания детей об растениях, научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями, делать умозаключения. Явно возрос интерес к природе,ребята стали обнаруживать сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворение от проделанной работы.
Я думаю, что не ошиблась в выборе данной темы.
Ведь чем больше информации о жизни растений получит ребенок, тем богаче будут его представления об окружающем мире. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом и на перспективу ставлю следующие задачи:
1) продолжать прививать детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение к объектам живой природы;
2) совместно с родителями продолжать собирать рецепты для папки «Аптека на твоем окне»;
3) продолжать совершенствовать умение составлять рассказы о растениях без помощи взрослого;
4) составить атлас «Родина комнатных растений».
Литература:
Федосеева П. Г. «Организация деятельности уголка природ» Корифей, Волгоград. 2009г.
Емельянова М. В. «Экология, занимательные материалы». Корифей. Волгоград.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе». Воронеж 2007 г.
Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва. ТЦ «Сфера»- 2003г.
Масленникова О. М. «Экологические проекты» Волгоград «Учитель»2011г.
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».1995г.
Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ».ТЦ «Сфера» 2008г.
КарпухинаН. А. «Конспекты занятий в средней группе». Воронеж,2009г.
Данилина Г. Н. «Дошкольнику- об истории и культуре России». Москва 2004г.
Руднянская Е. Н. «Уроки экологии», Москва 2007г.
Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». Москва 1992г.
Ян Ван дер Неер «Все об очищающих воздух комнатных растениях». Санкт-Петербург 2011г.
Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» .Москва 1981г.
Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду». Москва 1984г.
Волчкова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». ТЦ «Учитель» 2010г.
Нищева Н. В. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников представлений в разных возрастных группах детского сада». «Детство-Пресс».2009г.
Верзилин Н. «Путешествие с домашними растениями» .Москва. 1995г. Цветков М. В. «Энциклопедия комнатного цветоводства». Белгород. 2007г.
Сигимова М. Н. «Познание мира растений».Волгоград 2008г.