Татьяна Вещева
Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
Пение принадлежит к тому виду искусства, который можно назвать самым массовым и доступным. Пение является одним из главных и любимых видов в детском исполнительстве. Благодаря пению развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память и мышление.
Публикация «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений» размещена в разделах
Вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей : пение упражняет и развивает слух ребенка, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно–сосудистой системой. Работая с детьми дошкольного возраста над вокальными навыками необходимо беречь голос ребенка, учитывая, что его голосовой аппарат формируется в соответствии с развитием всего организма и является нежным и хрупким.
Опыт работы с детьми показывает, что самые хорошие результаты работы дети получают тогда, когда они играют. Только игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Благодаря игре, дети даже не задумываются над тем, смогут ли они справиться с поставленной перед ними задачей или нет; они просто играют, и у них рано или поздно все получается. Обучение детей через игру не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения разнообразия знаний и умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а современное общество выдвигает особые задачи в связи с реализацией личностного подхода.
Музыкальный руководитель в дошкольном образовательном учреждении должен вести целенаправленную работу по развитию звуковысотного слуха и закреплению умений владения на практике голосом, развитию вокальных способностей детей, способствовать развитию у детей интереса к музыкальному творчеству, научить контрастному интонированию в процессе пения и повысить интерес в усвоении различных приёмов пения.
Для изучения особенностей звуковысотного слуха детей и практического обучения детей навыкам пения я использую авторскую игровую программу Аллы Анатольевны Евтодьевой «Вдохновение», практическим приложением к которой служит пособие – «Учимся петь и танцевать, играя». На основе анализа факторов, повлиявших на формирование певческих навыков, автор пособия показывает своеобразие организации игрового распевания и вытекающего из него успешного обучения пению; а также предлагает оригинальный, игровой подход в обучении детей с тем, чтобы сделать процесс учёбы интересным и занимательным.
Изучение представленных в пособии материалов существенно пополнил мой багаж знаний, углубил познание многих нюансов, дал возможность практически насладиться успехами воспитанников в результате использования, полученных прекрасного музыкального материала. Алла Анатольевна доступными примерами раскрыла для меня свои принципы. Я поняла, что ребёнок, воспринимая музыку, сначала интуитивно, а затем осознанно, оценивает её. Возникают сравнения и ассоциации, первые выводы и обобщения, мобилизуется внимание, т. е. происходит интенсивное умственное, познавательное развитие ребёнка. Дети получают разнообразные сведения о музыке, о её законах, музыкальной грамоте, композиторах и эпохах и т. д., при этом они "Учатся, получая удовольствие. И разве не в этом наша основная цель?" пишет Д. Б. Кабалевский.
Именно в этом и состоит задача данного учебно- методического пособия: сделать процесс обучения занимательным и интересным.
Психологами Б. М. Тепловым, П. М. Якобсоном утверждается, что одним из условий воспитания эстетического отношения к музыке и умственного развития на музыкальных занятиях являются проблемные и поисковые ситуации, в которых дети могли бы активно приобрести музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно. Применение поисковых творческих заданий, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей повышает интерес к музыке, к её миру чувств, фантазий и побуждает детей играть, импровизировать и находить интересные решения.
В целом на музыкальном занятии применяется целый комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям. Но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?
Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей :
• мелодический, звуковысотный слух, ритмический слух, чувство лада;
• выразительные интонации в пении; мимику и движения в инсценировании;
• освоение ритмических и танцевальных движений;
• элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности;
• оценку качества исполнения собой и товарищем.
Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.
Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте : «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. «Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной», - этому учит нас Н. А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А. И. Катинене. Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления (выше - ниже, длиннее – короче, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности. Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и для распевания, пения, слушания и движений!
«Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно», - отмечают Л. Н. Комисарова и Э. П. Костина. Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений. Ведь даже в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу!
Детское исполнительство требует определё нных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.
«Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей», - эти слова Н. А. Ветлугиной должны быть девизом и руководством к действию для всех, кто работает с детьми.
Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка, а он пусть сам реализует её, по своему убеждению", - утверждает Д. Б. Кабалевский. О. П. Радынова в своих научных рассуждениях убеждает нас, что занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
«Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом», - пишет О. П. Радынова. Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.
В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нё м можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!
В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нё м можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами, да всеми сразу!
Стоит помнить, что цветок растёт, пока мы поим и холим его, говорим с ним, вкладываем свою душу, стоит же нам отнестись к нему механически, без эмоций, и, (почему-то, цветок теряет свою живость, как будто чувствует, что вы потеряли к нему интерес… Также и в работе с детьми. Пока мы горим сами, пока детям с нами интересно - результат возникает как по волшебству.
Обучение детей пению - процесс долгий и кропотливый, требующий от педагогов терпения, бережного отношения, высокого педагогического мастерства и самообразования. Только своей любовью к певческой деятельности и ярким примером эмоционального правильного исполнения песен, увлекательной игровой деятельностью с детьми в процессе обучения детей пению, можно достичь ожидаемого положительного результата. И, если дети радуют исполнительской певческой деятельностью на различных праздниках, конкурсах, поют в свободной деятельности и дома, значит ваша работа над поставленной целью и задачами выполнена качественно.