Юлия Михаловская
Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ
На сегодняшний день, когда нарушены семейные традиции, увеличивается количество неполных, конфликтных семей, у родителей нет времени на воспитание своих детей из – за современного ритма жизни, нет единого стиля воспитания ребенка в семье, все это приводит к тому, что родители не выполняют свои воспитательные функции, у них отсутствует мотивация в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье. Также в современных условиях отмечается безграмотность родителей в решении семейных проблем; неготовность и нежелание их менять сложившиеся стереотипы воспитания. Все эти факторы влияют на уровень сформированности педагогической культуры родителей, который в свою очередь отрицательно сказывается на результатах воспитательной деятельности по отношению к детям и проявляется в их низком уровне педагогической культуры. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики.
Публикация «Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ» размещена в разделах
Педагогическая культура непростой исторически сложившийся парадокс, отражающий ценностные ориентиры, талант и способность педагога. Но педагогическая культура родителей в науке рассматривается несколько по-иному.
Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.
Из данного определения можно отметить следующие главные составляющие педагогической культуры :
- педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;
- практические умения родителей по воспитанию детей;
- умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.
Критериями педагогической культуры родителей могут служить : умения учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста); способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; сотрудничество со школой и другими воспитательными институтами; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.
Для того чтобы грамотно формировать личность ребенка, у родителей должен быть достаточный уровень сформированности их педагогической культуры.
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где они могут повышать свой уровень педагогической культуры.
Одна из задач дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать родителям соответствующие приёмы воспитания.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом правильного и эффективного воспитания детей. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт.
Одним из способов формирование и повышение уровня педагогической культуры родителей в условиях дошкольного образовательного учреждение является семейное консультирование.
Семейное консультирование представляет собой особый вид психологической помощи, направленной на восстановление и преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, что способствует созданию благоприятной обстановке в семье, повышает как общий уровень, так и уровень педагогический культуры родителей, что на сегодняшний день необходимо в современных условиях для формирования полноценного развития ребенка.
Педагогическая помощь родителям в условиях ДОУ должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Консультационная работа с родителями, направленная на формирование их педагогической культуры будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы в единстве следующие основополагающие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологического климата, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Распространение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
6. Проведение консультаций, лекций, бесед, практикумов, тренингов и пр. с целью повышения уровня сформированности педагогической культуры родителей.
7. Проведение совместных мероприятий, с целью сближения родителей и детей посредством включения в совместную деятельность.
Решить эти задачи можно при помощи различных консультационных форм работы дошкольного учреждения с родителями.
Формы и средства семейного консультирования, применяемые в ДОУ, направлены на получение родителями знаний, умений и навыков в области воспитания и развития ребенка.
Существуют разнообразные консультационные формы работы дошкольного учреждения с родителями :
1. Дни открытых дверей - дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
2. Педагогические беседы с родителями - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в родительское собрание, посещение семьи и пр. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
3. Индивидуальные тематические консультации - полезны как для родителей, так и для специалистов. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка в детском саду, специалисты ДОУ - необходимые им сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
4. Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. В содержании лекции должны быть включены особенности поведения ребенка, закономерности физического и психического развития, правила семейного воспитания и пр.
5. Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
6. Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом и пр. Родительская конференция - итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в году. Ее цель - обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада.
7. Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
8. Консультации - обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке и пр.). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» и пр.).
9. Институт педагогических знаний – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. В процессе деятельности института родители получают необходимые педагогические знания, знакомятся с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей и их запросов.
Использование консультационных форм работы ДОУ с родителями является решающим условием в формировании педагогической культуры родителей. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде консультационной психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Реализация консультационных формы работы дошкольного учреждения с родителями должна осуществляться в 4 основных направлениях работы с родителями, а именно:
1. Познавательное направление - сфокусировано на ознакомлении родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формировании у родителей практических навыков воспитания детей.
2. Информационно-аналитическое направление - ориентировано на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
3. Наглядно-информационное направление - даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, просветить их о родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Таким образом, ДОУ имеет широкие педагогические возможности использования средств семейного консультирования в формировании педагогической культуры родителей. Наличие оборудования и специальных помещений, организация развивающего пространства позволяет организовывать работу как индивидуально, так и с подгруппой детей и родителей. Невозможно достичь полноценного эффекта работы без тесного сотрудничества ДОУ с семьями детей.
Эффективно организованное сотрудничество дошкольного учреждения и родителей дает импульс построению взаимодействия ДОУ с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, стремление к взаимопониманию и формированию педагогической культуры родителей, что дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком.