Ирина Сапраненко
Формирование педагогических компетенций в режиме онлайн
▼ Скачать + Заказать документы
”Формирование профессиональных педагогических компетенций в режиме онлайн”
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общегообразования.
С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Именно педагог – практик, воспитатель детского сада реализует основные нововведения и инновации в образовании.
Публикация «Формирование педагогических компетенций в режиме онлайн» размещена в разделах
Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.
Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном пространстве.
Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.
Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической,
поисковой, опытно-экспериментальной,
инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции,
делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:
Гуманная педагогическая позиция;
Глубокое понимание задач дошкольного образования;
Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;
Внимание к индивидуальности каждого ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;
Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.
Очень важно педагогу владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми особенно в работе в режиме онлайн, дистанционно
Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей.
А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.
Одним из значимых показателей профессиональной
компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения.
От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.
Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).
Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями.
В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :
- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых
педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;
- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;
-педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в
психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению
различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки
логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости,
точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;
- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;
- обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в
интернет - пространстве;
- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими
материалами;
- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;
- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;
- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает
необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.
Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально -психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.
Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к
сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем
выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система
интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID 19 (весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) и принятыми мерами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни, в том числе и образовательного процесса.
Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ.
Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения следует учитывать ряд факторов, которые помогут продуктивной организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей в новой образовательной ситуации.
В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми, с одной стороны, сложней, с другой стороны, больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагогов.
Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения на период самоизоляции выстраивал индивидуальную онлайн-работу с детьми и родителями. Помимо онлайн-занятий, педагоги отправляли родителям видео занятий, своих мастер-классов, тематические презентации в чаты групп.
Дистанционное образование – образование, которое полностью или частично осуществляется с использованием компьютера и телекоммуникационных и информационных технологий и средств, которые позволяют ребенку получать образование на расстоянии.
Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи педагога и ребенка. Во время онлайн-обучения ребенок может смотреть занятие в видеозаписи или в прямой трансляции.
То есть существует два режима :
Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
Самореализация педагогов ДОУ в период самоизоляции (дистанционная форма)
Проведение собраний педагогического коллектива на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций, обсуждение и выстраивание образовательного процесса, взаимодействия с семьями и детьми.
Индивидуальные консультации для родителей специалистами ДОУ
Повышение педагогического опыта педагогов через участие в дистанционных онлайн-семинарах, конференциях, конкурсах.
Волонтёрская деятельность педагогов с Благотворительным фондом «Помощь бездомным животным”
- проведение онлайн – занятий на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций, обсуждение и выстраивание образовательного процесса, взаимодействия с семьями и детьми.
Как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста, несомненно, важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущая все же пока только человеку, это особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё же являются ребёнок и педагог.