Валентина Шеина
Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме «Оздоровительно-игровой час»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Специфика нашей группы в том, что каждый год она комплектуется из детей, впервые пришедших в детский сад. Они начинают болеть. Мы начали искать такие формы работы, которые способствовали бы укреплению здоровья малышей. Для детей первой младшей группы (2-3 лет) с учетом нормативных показателей нами разработан двигательно – оздоровительный режим, в котором представлена система развития движений и оздоровления детей раннего возраста.
Публикация «Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме „Оздоровительно-игровой час“» размещена в разделах
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Актуальность моего педагогического опыта определяется следующими противоречиями:
с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективной оздоровительной работы, внедрения оздоровительных мероприятий, а именно: организации закаливания, сна, воспитания у детей раннего возраста привычек здорового образа жизни,
с другой - требования современной педагогики побуждают педагогов современного дошкольного учреждения к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы. В настоящее время не разработано методическое сопровождение инновационных и оздоровительных технологий улучшения здоровья детей раннего возраста. Тем, временем, как внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей раннего дошкольного возраста, эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность во время него, способствует развитию двигательной активности, формирует культуру движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Для теоретического обоснования проблемы физического развития и формирования основ культуры здоровья на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что организация и методика физического воспитания детей раннего возраста в нашей стране осуществляется на основе многочисленных фундаментальных исследований М. А. Минкевич, Ю. Ф. Змановского, Р. Г. Сорочек, З. С. Уваровой, К. Д. Губерт, М. Г. Рысс.
В современных условиях развития системы дошкольного воспитания наблюдается обновление содержания, средств и методов воспитания детей раннего возраста. Особо значимыми для нас являются исследования и рекомендации К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой, С. Я. Лайзане, В. Г. Алямовской, Э. Я. Степаненковой, раскрывающие особенности возрастного развития ребенка раннего возраста, четкую периодизацию и наличие сензитивных периодов развития физических качеств.
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в процессе физического воспитания детей раннего возраста через использование в совместной деятельности инновационной формы по развитию движений и оздоровлению детей раннего возраста «Оздоровительно-игровой час».
Задачи:
1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и развития организма ребенка раннего возраста.
2. Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании
3. Обеспечивать повышение функциональных резервов организма ребенка и его устойчивости к неблагоприятному воздействию окружающей среды.
4. Формировать культурно-гигиенические навыки.
5. Развивать предпосылки здорового образа жизни с раннего возраста.
«Ведущая педагогическая идея»
Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что представлена система развития движений и оздоровления детей раннего возраста «Оздоровительно-игровой час», способствующий повышению уровня физического развития и снижению детской заболеваемости.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов, содержание представлено на слайде:
1 этап: аналитический
2 этап: практический.
3 этап: обобщающий.
Структура оздоровительно-игрового часа включает в себя:
1. блок -"Потягунушки"
Мы проснулись
Дыхательная гимнастика
Ходьба по дорожкам здоровья
Игры малой подвижности
2 блок "Малыши - крепыши"
Гигиенические процедуры в туалетной комнате
Массаж активных точек, ходьба по мокрым дорожкам
Сухое и влажное обтирание
Одевание
3 блок "Умные пальчики"
Игры с предметами
Игры в центре "песок - вода"
Хотела бы отметить, что наиболее эффективными приемами работы с детьми раннего возраста являются :
игровой сюрпризный момент
музыкальное сопровождение
малые фольклорные формы
художественное слово
10 слайд
2 этап -практический.
В первом блоке «Мы проснулись» мы использовали следующие формы работы с детьми :
1. Гимнастика пробуждения в кроватке или «Мы проснулись», способствует поднятию мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения.
Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.
2. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.
3. Ходьба по дорожкам здоровья – действенный способ по укреплению стопы и её связок, а также является хороший профилактикой плоскостопия.
4. Игры малой подвижности, которые успокаивают нервную систему малышей.
Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов Цельсия, температура воздуха в спальной +19-20 градусов, температура в группе + 22-24 градуса.
II блок «Малыши - крепыши» имеет следующую структуру:
1. Гигиенические процедуры в туалетной комнате с последующим умыванием и обливанием рук теплой водой. Начинаем с воды температурой 30–32° и снижаем ее каждые 2–3 дня на 2–3°.
Уже через 10–15 дней доходим до комнатной температуры, затем до 16–18°.
2. Хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске.
3. Обтирание сухими варежками, что способствуют повышению сопротивляемости инфекциям.
Третий блок мы назвали «Умные пальчики», так как известно, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Поэтому эти игры трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Для этого организовываем:
1. Игровой массаж с предметами: тактильные планшеты, панно, мех, мягкая щетка, ворсистая щетка, карандаши, игры с прищепками и т. д.
2. Игры с водой, песком и природным материалом.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр. Кроме того вода оказывает и оздоравливающий эффект. Теплая вода расслабляет мелкие мышцы рук. Во время игр с водой малыш испытывает массирующее воздействие воды, оказывающее приятное влияние на нервную систему.
Осуществление поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Широко использовали такие направления работы, как:
1. Повышение педагогической компетенции родителей, для этого организуются.
Консультации: «Игры детей с водой дома», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», «Весёлая гимнастика для детей 2-3 лет», «Подвижные игры с детьми»;
Родительские собрания: «Нетрадиционные методы закаливания в семье», «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»
2. Формирование активной родительской позиции в вопросах оздоровления. Для этого были разработаны
Буклеты: «Основные заповеди здоровой семьи», «Роль родителей в воспитании детей»,
Организовываются фотовыставки «Здоровье начинается в семье», «Закаляемся играя»,
Для наиболее эффективного проведения оздоровительных и закаливающих процедур необходима разнообразная предметно-развивающая среда.
В предметно-игровом пространстве группы значительное место мы отводим для условий физического развития детей.
15 слайд «Педагогические условия эффективного развития»
Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа, соблюдаются следующие условия:
1. Регулярность.
2. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.
3. Учет состояния здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.
4. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка.
«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
Мой инновационный педагогический опыт предусматривает, прежде всего, обогащение средств и форм игровой двигательной деятельности малышей, способствующих сбалансированному сочетанию физического развития с комплексом оздоровительных и развивающих мероприятий.
18 слайд «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
Таким образом, проводя работу в данном направлении, я получила
следующие результаты:
1. Снижение детской заболеваемости и повышение сопротивляемости организма ребенка.
2. Сформировалась потребность в двигательной активности
3. Обогатился двигательный опыт детей, дети овладели разнообразными видами двигательной активности.
4. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Мониторинг заболеваемости детей за 2014- 2015 учебный год позволяет сделать вывод о том, что заболеваемость в группах раннего возраста снизилась на 12 %.
«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне
- участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ
- участием в родительских конференциях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания»
На общероссийском уровне
Принимала участие и победила в муниципальном конкурсе на лучшую работу по здоровьесбережению «Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья через использование инновационной формы по развитию движений и оздоровлению детей раннего возраста в совместной деятельности «Оздоровительно-игровой час».
20 слайд «Литература»
Используемая литература представлена на слайде.